№ 36

   

Биография заместителя генерального директора Центра “Звездный” Росавиакосмоса
Крылова Анатолия Васильевича

Родился 9 января 1935 года в г. Вышний Волочек. Корни родословной по линии отца и матери находятся в Удомельском районе в деревнях Манихино и Большая Званица.

Бабушка Котова (урожд. Абрамова) Анна Тимофеевна и дедушка Котов Степан Петрович были крестьянами. У них родились 3 сына и 2 дочери. Дедушка в 1917 году простудился и умер от “испанки” (гриппа – ред.). Семья была дружной и трудолюбивой. Старшие сыновья выучились на кузнецов. Для них была приобретена кузница в д. Манихино. Семья имела лошадь и корову. После революции кузницу и лошадь отобрали, репрессиям никто не подвергался. По линии отца бабушка Крылова Ольга Родионовна и дедушка Крылов Иван Васильевич проживали в д. Манихино. И.В. Крылов был членом партийного комитета созданной в 1918 организации большевиков при Казикинском волостном комитете бедноты.

Отец – Крылов Василий Иванович и мать Крылова (урожд. Котова) переехали в 1934 году в В.Волочек, где отец работал бухгалтером в системе пожарной охраны. Мать – рабочая на зеркальной фабрике. В декабре 1936 г. отец умер.

Осенью 1941 года семья Крыловых (бабушка Анна Тимофеевна Котова, мать, Анатолий Васильевич, двухгодовалая двоюродная сестра) были эвакуированы на родину в д. Манихино Удомельского района, где имелась половина частного дома.

После эвакуации из В.Волочка мама работала рабочей на железной дороге на ст. Мста и с 1944 по 1967 г. (до ухода на пенсию) в клубе на ст. Медведево.

В трудные военные и послевоенные годы молодых ребят в отсутствии взрослого мужского населения активно привлекали к физической работе. Приходилось пасти скот, таскать на себе и на санках дрова из леса, собирать щавель, ягоды, грибы, полоть грядки в огороде и т.д.

Начальную школу окончил в д. Манихино. 7 классов – в Мстинской средней школе. Учеба давалась легко. Вставал вопрос, что дальше. С одной стороны было желание учиться дальше, с другой стороны трудные материальные условия семьи (например, для ремонта крыши не было средств) подталкивали к тому, чтобы начать побыстрее зарабатывать деньги. Это и то, что в те годы был массовый исход молодежи из деревни в город (видимо длительный интеллектуальный застой в обществе в военные годы накопил энергию и тягу к учебе и прогрессу) стало причиной уезда в город. В 15-летнем возрасте началась учеба в подмосковном городе Долгопрудном в ремесленном училище. Учеба в ремесленном училище не требовала материальной помощи со стороны родителей, т.к. учащиеся находились на полном государственном обеспечении.

В 1952 году по окончании обучения получил специальность токаря 5 разряда и был направлен на работу на Долгопруднинский машиностроительный завод Министерства авиационной промышленности, где начиналось освоение выпуска реактивной техники. Несмотря на 2-х сменный режим работы и специфические условия проживания в молодежном общежитии поступил учиться в 8 класс вечерней школы рабочей молодежи. При этом приходилось работать вместо вечерней школы (из-за учебы) в ночную смену с 12 ч. ночи до 8 ч. утра.

С 1954 по декабрь 1957 года находился на действительной службе в рядах Советской Армии.

По возвращении из армии продолжил работу токарем на Долгопрудненском заводе и учебу в вечерней школе.

В 1959 году сдал вступительные экзамены и стал студентом Всесоюзного заочного машиностроительного института, от которого в Долгопрудном было отделение с вечерним режимом обучения. Закончив в 1965 году институт получил специальность инженера-механика. На инженерную должность был переведен в 1963 году в период обучения на 4-ом курсе.

Несмотря на бесплатное образование, необходимо отметить высокий уровень обучения в школе, в РУ, в институте, что позволило получить разносторонние и крепкие знания и высококвалифицированную профессию и специальность. Это был трудный, но очень интересный период жизни. Молодежь жила целеустремленной, полнокровной жизнью и получала от государства поддержку и необходимые условия для реализации своих способностей и желаний. В трудовых коллективах отсутствовал антагонизм. Ветераны безкорыство передавали молодым свой опыт и знания. Было предоставлено гарантированное право и реальные возможности учиться, работать, отдыхать, лечиться, заниматься спортом, посещать театры, музеи. Все это и многое другое было доступно каждому, потому что было либо бесплатно, либо по ценам, доступным даже низкооплачиваемым работникам. Главное, что государство предоставляло эти блага и условия большинству, а не узкому кругу людей.

Работники, в том числе и рабочие, активно вовлекались в общественную работу. В период работы на заводе Крылов А.В. занимал должности члена бюро комсомольской, партийной и профсоюзной организаций, бригадиром бригады коммунистического труда, членом районного комитета КПСС, ученым секретарем научно-технического общества.

В 1965 году по запросу ГОСНИИ гражданской авиации был переведен на работу в институт старшим инженером, а в 1966 году по запросу Министерства общего машиностроения СССР с учетом рекомендации ответственного работника Министерства (одного из бывших руководителей Долгопрудненского завода) был переведен старшим инженером в это Министерство, которое было образовано в 1965 году для обеспечения руководства вновь созданной в стране ракетно-космической отраслью.

Начиная с 1970 года – на руководящих должностях. Сначала на должности начальника Отдела Минобщемаша, затем заместителя и первого заместителя внешнеторгового объединения Минобщемаша.

В 1992 году был переведен на работу в должности заместителя начальника Управления во вновь образованное Российское космическое агентство при Правительстве Российской Федерации, которое стало правопреемником Минобщемаша, ликвидированного после распада СССР.

В 2000 году переведен на должность заместителя генерального директора Центра “Звездный” Росавиакосмоса.

Награжден орденом Знак Почета и медалями. Избран членом-корреспондентом Российской академии им. К.Э. Циолковского.

За время работы в федеральных органах исполнительной власти общаться со многими выдающимися государственными деятелями, учеными, конструкторами. Лично знал и постоянно взаимодействовал с космонавтами СССР и России. Деловые отношения были с Г.С. Титовым (ныне покойный), продолжаются с А.Г. Николаевым, П.Р. Поповичем, А.А. Серебровым, Т.А. Мусабаевым, В.В. Терешковой, С.Е. Савицкой, П.И. Климуком и др. Неоднократно выезжал в служебные командировки в Германию, Францию, Японию, Египет, в Англию, Южную Корею, Чехословакию, Болгарию, Монголию, Италию и др. В 1964 году встречался с первым космонавтом Земли Ю.А. Гагариным и его супругой. С Валентиной Ивановной Гагариной и их дочерьми встречи происходят и по сей день.

С О.Г. Макаровым первая встреча состоялась в 1974 году. Позднее встречи в основном были на мероприятиях (совещания, торжественные вечера). После смерти О.Г. Макарова А.В. Макаровым в музей г. Удомля было передано ок. 50 наименований предметов, документов, печатной продукции, касающейся Макарова. Частично эти материалы были получены у вдовы Олега Григорьевича, частично принадлежали лично А.В. Крылову.

Семейное положение – женат, имею сына, дочь и двух внуков.

В сентябре 2003 года умерла мама Крылова Татьяна Степановна. Она похоронена на кладбище в с. Млево Удомельского района.

 


 [Олег Григорьевич Макаров, летчик-космонавт СССР] [На главную страницу]

© Тверская ОУНБ им. А.М. Горького