№ 33

 

 

КОЛОКОЛЬЦОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - 170 лет со дня рождения
(Статья из журнала “Нива” №17 от 28 апреля 1890 г., посвященная 25-летию нахождения А.А. Колокольцова в должности директора Обуховского сталелитейного завода)

31 января (1890 г. -ред.), в Обуховском сталелитейном заводе (близь Петербурга), произошло торжественное и в высшей степени задушевное чествование начальника завода, контр-адмирала Александра Александровича Колокольцова, по поводу двадцать пятой годовщины славного его управления.

По окончании работ этого дня, более двух тысяч мастеровых и служащих с их семействами собрались в одной из обширных мастерских приветствовать своего достойного начальника, встретив его, по русскому обычаю, хлебом-солью при торжественных звуках военной музыки. Затем, когда был отслужен благодарственный молебен, и дети заводской школы пропели кантату, сочиненную к этому дню в честь их попечителя, начался прием поздравлений и многочисленных адресов от представителей ученых учреждений и обществ, заводов и отдельных лиц, причем было получено и множество телеграмм из разных мест.

Такая глубокая признательность была вызвана плодотворною деятельностью юбиляра, представляющею неоцененную заслугу как перед государством – созданием русского могущественного орудийного завода, обеспечивающего средства его обороны, так и перед русскою техникою – образцовою постановкою наитруднейшего производства под руководством, избранных Колокольцовым, исключительно русских инженеров.

А.А. Колокольцов родился в 1833 году. Отец его, Александр Васильевич Колокольцов, будучи сам боевым морским офицером, с детских лет готовя сына к морской службе, определил его в Морской кадетский корпус, где Колокольцов сразу стал в число первых учеников. Выпущенным из корпуса в 1852 году, А. А. Колокольцов мичманом отправился в известное, по описанию И.А. Гончарова, кругосветное плавание на фрегате “Паллада” со знаменитым адмиралом Путятиным и затем, не вернувшись в Россию, вместе с ним же перешел на фрегат “Диана”. 11 декабря 1854 года, фрегат этот потерпел неслыханное крушение от подводного землетрясения в Японском море, и вслед затем, захваченный ураганом, был вынужден выброситься в бухте “Хеда” (в 60 километрах от города Симодо). Это было уже время войны, и наши славные моряки очутились отрезанными от отечества и, по-видимому, обреченные на тяжкое бездействие. Но геройская решимость и удивительная находчивость, свойственная истинно русским людям, помогли им выйти из этого положения. Решено было немедленно приступить к постройке шхуны, и исполнение этой трудной задачи было поручено А.А. Колокольцову. Тут ему представился случай проявить свои удивительные технические способности. Не будучи специалистом и не имея под руками ни руководств, ни чертежей, Колокольцов смело приступил к делу, и по его указаниям работа закипела. Кругом, по счастью, был чудный строевой лес, а матросы превратились в отличных плотников и кузнецов. Со сказочною быстротою шхуна была изготовлена, и адмирал, с главною частью команды, смело пустился на ней в Океан. Ночью, встретившись с неприятельскою эскадрой, шхуна “Хеда” проскочила под самым носом английского фрегата и благополучно пришла к устьям Амура.

Шхуне этой суждено было затем послужить образцом для возникавшего тогда японского флота, так как, по желанию Государя Императора, она, под командою А.А. Колокольцова, была отправлена назад в подарок японскому правительству.

В 1859 г. А.А. Колокольцов участвовал в весьма интересной экспедиции посольства флигель-адъютанта (ныне графа и генерал-адъютанта) Н.П. Игнатьева в Хиву и Бухару. Плавая на барже в эскадре В.И. Бутакова в Аральском море, он первый нашел фарватер, по которому оказалось возможным войти в Аму-Дарью и затем подняться до Кунграда.

С назначением А.А. Колокольцова агентом от Морского министерства в Англию и Францию, где строились лучшие образцы нашего флота, определилось истинное призвание его к заводской деятельности.

Близко ознакомившись с главнейшими иностранными заводами и их производствами, он с удивительною легкостью усвоил себе такие многосторонние знания, каких не в состоянии дать никакая школа. Это не ускользнуло от проницательности Е.И.В. (Его Императорского Величества – ред.) Генерал-Адмирала, и когда явилась необходимость поддержать только что зародившийся русский орудийный завод, Е.И.В. решил достигнуть этого между прочим “постановлением во главе завода морского офицера, обладающего отличными познаниями, приобретенными им во время многолетних сношений с заводами Великобритании”, как это выражено в Высочайшем Е.И.В. докладе, от 19 июня 1865 года, вследствие которого в том же году и состоялось назначение А.А. Колокольцова начальником Обуховского завода.

С этого времени продолжается та блестящая, неутомимая деятельность А.А. Колокольцова, благодаря которой Обуховский завод, развиваясь с поразительным успехом, приобрел европейскую известность, огромное государственное значение и сделался по справедливости предметом нашей национальной гордости.

 


[На главную страницу]

© Тверская ОУНБ им. А.М. Горького