|
Д.Л. Подушков Волков Борис Иванович (1900 - 1970)
Борис Иванович Волков родился 26 марта 1900 года в Москве. Его отец был служащим. В свободное время он любил рисовать, был художником-любителем. Способности к рисованию и живописи проявились у мальчика в годы учебы в I Мещанском городском училище. Кроме отца, решающее влияние на интересы мальчика оказал друг семьи В. Пономарев – художник в издательстве Сытина. Пономарев подарил мальчику много иллюстрированных книг, а однажды принес “раскладной театр”. В коробке оказалось несколько наборов кукол и полное сценическое оформление для спектаклей, а также книжка с текстами. Школьный учитель рисования Алексеев, также обративший внимание на способности мальчика, посоветовал родителям отдать его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но родители посчитали, что ремесло в руках надежнее художественных кистей и отдали его в 1913 году учиться на ювелирное отделение Строгановского училища. За годы обучения в училище юноша освоил несколько специальностей (в т.ч. резьба по дереву, набойка по ткани) и, наконец, остановил свой выбор на декоративной мастерской, где в ту пору преподавал молодой театральный художник Ф.Ф. Федоровский. Разносторонняя ремесленная и художественная подготовка позволила Волкову в дальнейшем успешно освоить профессию театрального художника. В свободное от учебы время юноша активно посещает театральные спектакли и дом художника Василия Дмитриевича Поленова, где изготовлялись декорации как для поленовского Народного театра, так и для многочисленных самодеятельных театральных коллективов. В этой мастерской Борис Иванович получил первые практические навыки по росписи театральных бутафорий и тканей. Поленов часто навещает мастерскую, общается с начинающими художниками, дает практические советы. За годы ученичества Волкову также посчастливилось неоднократно встречался с художниками Ап. Васнецовым и К. Коровиным, которые, по существу, заложили основы самобытной русской театральной живописи. Творчество этих художников, по словам Бориса Ивановича, оказало серьезное влияние на весь его творческий путь. В 1916 году Волков по конкурсу попадает в труппу частной оперы Зимина. Он помогает декораторам, малярам, принимает участие статистом в спектаклях. Летом 1916 года в опере гастролировал Ф.И. Шаляпин, который с большой симпатией относился к театральной молодежи. Сценический опыт был также полезен в дальнейшем для постижения ремесла театрального художника. Первые послереволюционные годы привнесли в искусство эстетику формализма. Для Волкова, как и для многих художников, воспитанных на реалистическом искусстве, это был период больших испытаний и искушений. Волков продолжает обучение в Строгановском училище, переименованное к тому времени в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас). К чести Бориса Ивановича он смог сохранить в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической живописи. В 1923 году учеба была закончена. Началась самостоятельная деятельность в кино и театре в качестве художника-оформителя, заведующего постановочной частью, помощника режиссера. Большое влияние на Волкова оказала работа под руководством В.И. Немировича-Данченко и его помощника Б.А. Мордвинова (который потом неоднократно приезжал в “Чайку”) в музыкальном театре (сегодня - Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Волков проработал в этом театре главным художником с 1941 по 1946 год, проведя всю Великую Отечественную в Москве. Одновременно он оформлял спектакли в Московском театре драмы. Борис Иванович вел большую работу в Союзе советских художников, Московском союзе художников и постановочной секции Всероссийского театрального общества. На “Чайке” Волков познакомился, а в дальнейшем женился на Юлии Михайловне, дочери Елены Алексеевны Бируля, последней жены В.К. Бялыницкого-Бируля. У них родилась дочь Маша, чье детство прошло на берегу оз. Удомля. (После начала восстановления дачи Мария Борисовна передала в архив “Чайки” много ценных документов из ее истории).
В 1960-е годы Борис Иванович часто приезжал в “Чайку”. Фактически он находился на правах хозяина “Чайки” в то время. Как вспоминает художник К.К. Иванов, Борис Иванович был страстным рыбаком. Мог днями сидеть в лодке на озере и всегда приезжал с рыбой. Прекрасно знал рельеф дна, привозил с большой глубины судаков. Был прекрасный рассказчик. Любил общество. За столом в “Чайке” с приездом Бориса Ивановича всегда было интересно, собиралось много народу. Привозил с собой друзей из Москвы. Много рассказывал об искусстве, о многочисленных зарубежных гастролях. Был очень артистичен. Как-то очень неожиданно его не стало.Многие вещи, созданные Б.И. Волковым в последние годы работы в Малом театре, по его собственным словам, были навеяны удомельскими пейзажами. Много наблюдал и любил природу. Обладал прекрасной зрительной памятью. Его последняя работа в Малом театре были декорации к спектаклю “Отцы и дети”. По мнению многих эта работа была лучшей.Б.И. Волков умер в 1970 году. В 2000 году в газете Малого театра “Малый” № 3/2000 вышла статья : “100-летию со дня рождения народного художника СССР Б.И. Волкова”: “За пятьдесят лет творческой деятельности Волков оформил свыше двухсот спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Казани… Он создавал декорации драматических спектаклей, опер и балетов. Последние 20 лет жизни он был главным художником Малого театра, где оформил около тридцати постановок, многие из которых, например, “Снегурочка”, “Власть тьмы”, “Гроза”, “Отцы и дети” можно по праву отнести к шедеврам театрально-декоративного искусства”.
Материалы для публикации предоставлены М.Б. Волковой (Москва) – дочерью художника и художником К.К. Ивановым (Санкт-Петербург).
Литература:
|
[Д.Л.Подушков] [На главную страницу]
Опубликовано на сервере 10.09.2002 |