№ 28

 

Ю.С. Михайлов,
директор МУК ИХЦ “Дача “Чайка”

ДАЧЕ "ЧАЙКА" - 90 ЛЕТ

Сквозь вечность трава прорастает,
Сквозь щели разбитого днища.
Рассохлась забытая лодка…

Вот уже 90 лет украшает северный берег оз. Удомля и привлекает к себе мастеров и почитателей изобразительного искусства и любителей природы интереснейший исторический объект– усадьба “Белыя Чайки” (белоруск.), так называли в первые годы существования творческую мастерскую Витольда Бялыницкого-Бирули дачу “Чайка”, ныне - муниципальный историко-художественный центр.

По-разному проходит жизнь усадеб, по-разному она заканчивается. “Чайка” пережила много интересных событий, принимала у себя известных людей, случались периоды полного забвения. В последние годы общественность и администрация Удомельского района пытаются вдохнуть новую жизнь в усадьбу. Сегодня можно подвести некоторые итоги последних лет.

Благодаря активности краеведов в 1994-1995 годах администрация района стала искать семью для жизни и охраны памятника истории и искусства, т.к. “Чайка” в очередной раз находилась на краю гибели. В августе 1995 года был подписан договор со смотрителем (Юрием Семеновичем Михайловым – ред.) и в ней поселилась семья из трех человек. Руководство района организовало в объемах необходимых для зимовки ремонт здания. Летом и осенью того же года были отремонтированы две комнаты, заменены разбитые рамы и двери, вставлены стекла. Территория усадьбы была огорожена, подсыпана и отгрейдерована дорога к “Чайке”. Несколько групп добровольных помощников начали наводить порядок на территории.

Первая зимовка была нелегкой. Печи отремонтировать полностью не удалось, топилась только одна. Во время топки второй произошел пожар, который, к счастью, быстро удалось потушить без ущерба для здания. За зиму наметили, в общих чертах, программу восстановления и развития “Чайки”. Она заключалась в том, чтобы параллельно с ремонтом начать возрождать творческую жизнь усадьбы. После тщательной подготовки в марте 1996 года произошло невероятное событие – в полуразрушенном здании, в одной из комнат открыли выставку живописи московской художницы Елены Тимаковой.

Еще зимой в Сиговской средней школе начала возрождаться еще одна традиция “Чайки” - “Творческие детские мастерские”. Работники центра начали преподавать детям “основы изобразительного искусства” и ремесла. Осенью 1996 года занятия “Мастерских” были перенесены в подготовленные на “Чайке” помещения.

 

В 1996 году был отремонтирован выставочный зал из двух больших комнат. И уже летом он принял новую выставку картин, которая продолжалась и всю осень. С тех пор в “Чайке” прошло 10 художественных выставок. Все они отличались высоким художественным уровнем и профессионализмом авторов. Отмечу многообразие жанров: художественное стекло члена корреспондента АХ России Бориса Федорова (Тверь), парковая скульптура и мелкая пластика Татьяны Погодиной (Тверь), живопись одного из старейших авангардистов России Льва Снегирева (Нелидово), анималистическая скульптура Анатолия Бурова (Ржев), живопись члена корреспондента Петровской АН Константина Иванова (Санкт-Петербург).

За семь лет “новейшей истории” “Чайки” в ней побывали тысячи посетителей со всей России, и даже из поселка Эгвекинот – самого восточного населенного пункта на Чукотке. В книге отзывов есть также записи на финском, французском, персидском языках, китайские иероглифы.

Параллельно с живописными выставками регулярно проводились и проводятся выставки фотографий московского мастера Виктора Новикова; состоялись четыре краеведческие выставки на материалах частных архивов потомков удомельских дворянских родов; проведено много других мероприятий.


Слева направо: Е.Тимакова, Ю.Михайлов, М.Волкова, К.Иванов.
"Чайка", 1997 г

Творческая жизнь “Чайки” обогатилась пленэрами, которые организуются для самодеятельных художников и детей художественного отделения Школы искусств Удомли. Это мероприятие объединило творческих людей района, создало условия для тесного общения. Конкурс, проводимый в рамках пленэра, внес дух творческого соперничества в среду местных художников. Налажено творческое сотрудничество с художественным училищем им. А.Г. Венецианова в Твери, с “Академической дачей” в Вышнем Волочке, Тверским отделением Союза художников России, Тверской картинной галереей.

Одна из комнат в “Чайке” оборудована для проживания художников. Планы сбылись – здесь регулярно работают тверские художники: Борис Федоров, Владимир Литвинов, Николай Дочкин, Олег Хомутов, Анатолий Буров. Их работы пополнили фонды нашего собрания художественных произведений. Продолжают работу “Творческие мастерские”. Дети со своими работами участвуют в выставках.

За годы существования историко-художественного центра возникли и окрепли связи с братской Беларусью – родиной В.К. Бялыницкого-Бирули. Завязалась дружба между Удомлей и Белыничами. Первая поездка в Беларусь состоялась в марте 1997 года. С тех пор произошел неоднократный обмен визитами, проводятся совместные мероприятия. Одно из них хотелось бы выделить особо. Осенью 2001 года на базе ИХЦ “Дача “Чайка” и дома отдыха “Голубые озера” прошел международный художественный пленэр, посвященный 130-летию со дня рождения Витольда Бялыницкого-Бирули. Пленэр стал заметным событием не только для Удомли и Тверской области, но и России.

Несмотря на удачное начало в возрождении “Чайки”, к концу 2001 года стало ясно, что в такой форме дальнейшее развитие проблематично. Все будет просто повторяться, а само здание ветшать и разваливаться. По сути – “Чайка” продолжает красиво умирать. Настало время, когда в ремонт “Чайки” просто необходимо вкладывать реальные деньги. Летом 2002 года силами “СЗА” (стройки) запланированы и проводятся самые неотложные работы, но только неотложные.

“Кризис жанра” - не менее разрушительная перспектива для “Чайки”. Одними художественными выставками запрос посетителей уже не удовлетворить. Необходима постоянная экспозиция по истории “Чайки”, что также требует средств и участия профессионалов. Уровень наработанных мероприятий также необходимо поднимать, для чего создавать условия для хранения и экспонирования картин, обеспечения их сохранности. Ждут своей очереди и новые формы работы.

 


[На главную страницу]

Опубликовано на сервере 10.09.2002