|
Д.Подушков БОРИСОВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1873 - 1942)
Николай Яковлевич Борисов родился в 1873 году в крестьянской семье в селе Млево Вышневолоцкого уезда (сегодня Удомельский район). При поддержке старшего брата, который работал лекарем, получил среднее образование. В 1896 – 1899 годах учился в Тенешевской художественной студии в Санкт-Петербурге, которой руководил художник Илья Ефимович Репин (1844 – 1930). Денег на дальнейшее образование у Борисова не было. Илья Ефимович, обративший внимание на способности юноши, взял его в свою семью на проживание и оказал помощь в получении высшего образования. В это время квартира и личная мастерская Репина находилась в основном здании Академии художеств в Санкт-Петербурге. Об обстоятельствах, при которых Борисов попал на жительство к Репину, записал со слов художника тверской краевед И.А.Ильин (1969, с. 222), который знал Борисова с 1930 года: “По окончании Тенишевской студии Борисов успешно выдержал экзамены в Академию художеств, но заниматься ему в том году, по сути дела, не пришлось: доходы брата-медика, который помогал из деревни, ухудшились, а более или менее постоянной работы самому Николаю Яковлевичу в Петербурге не удалось найти. Дело дошло до того, что два товарища Николая Яковлевича, зная о “пустом кошельке” друга, стали брать Борисова с собою в столовую и под предлогом угощения кормить за свой счет. Борисов это болезненно переживал. Но случилось непредвиденное. Как-то один из этих друзей, ученик Академии по мастерской Репина, во время случайно завязавшейся беседы с Ильей Ефимовичем о бывших “тенишевцах” сказал о бедственном положении Борисова: “Ему не на что даже в чайную сходить”. Это Репина, видимо, “задело”. Немного спустя он подошел к тому же другу Николая Яковлевича и спросил:— Скажите, нет ли у Борисова новых работ? Ответ был положительный: Николай Яковлевич к тому времени выполнил ряд рисунков с натуры. — Передайте ему, пусть он их принесет,— сказал Репин, указав день и час, когда Борисов должен был прийти к нему, и дал адрес. Это был адрес квартиры Ильи Ефимовича. Новые рисунки Борисов считал выполненными поспешно, без достаточной проработки, и он решил с ними Репину не показываться. Но товарищи уговорили все же сходить... Когда Николай Яковлевич пришел к Илье Ефимовичу в назначенное время, то оказалось, что это был час обеда. — Принесли работы?! Прекрасно! Только я их сейчас смотреть не могу — суп на столе. Давайте, садитесь заодно!.. Как ни отказывался Борисов, отговориться не удалось. У стола хозяйничала сама Вера Алексеевна (жена Репина); справа от Ильи Ефимовича сидели его дочери Вера и Надя. Юрия Ильича не было дома. За обедом Илья Ефимович разузнал о жизни Борисова. После обеда он просмотрел принесенные Николаем Яковлевичем работы и, оставив их у себя, назначил день и час новой встречи — тогда, когда он, Репин, будет посвободнее. При новой встрече Илья Ефимович и уговорил Борисова перейти к нему — “на трудное время”... Так с января 1900 года Николай Яковлевич стал “членом семьи” Репина. Сначала Борисов жил в самой репинской квартире. Но в ней он чувствовал себя неловко: ему все казалось, что он стесняет Репина, его семью. Николай Яковлевич под предлогом большего удобства для себя попросил разрешения перенести его кровать в личную мастерскую Ильи Ефимовича, где в дневные часы уже неоднократно работал над рисунком и эскизами; сам Репин “считал за благо” спать в маленькой пристройке к мастерской и, возможно, поэтому согласился с предложением Борисова”. В семье Репина Борисов прожил с января 1900 по май 1902 года, и стал свидетелем работы Ильи Ефимовича над многими картинами, в т.ч. над портретами П.М.Третьякова, композитора Н.А.Римского-Корсакова, композитора А.К.Лядова. В написании Репиным некоторых портретов Борисов принял непосредственное участие: “Однажды Илья Ефимович получил заказ написать портрет Николая II почти во весь рост, в офицерском мундире. Закончить портрет ему почему-то не удалось. И только через довольно продолжительное время, когда срок выполнения заказа истекал, он велел доставить портрет в свою мастерскую, где дописал фон и мундир. Но не были еще написаны кисти рук. Тогда Илья Ефимович попросил меня позировать; он придал рукам необходимое положение и вписал их в портрет… Интересно был закончен известный портрет Л.Н.Толстого, где писатель изображен одетым в простую рубаху, стоящим босиком, с заложенными за пояс руками. Этот портрет датируется 1901 годом, но по существу он был написан раньше. Дело было так. Однажды во время работы Илья Ефимович попросил меня поискать какой-то этюд в свертках и папках, находящихся за картиной “Иди за мной, Сатано!” (Борисов помогал Репину уничтожить первый вариант этой картины – П .Д.). В поисках я стал просматривать свертки и в одном из них наткнулся на этот, немного незаконченный, портрет Толстого. Илья Ефимович, увидав портрет и думая, должно быть, о чем-то другом, удивился: “А? Что это?” — а затем, опомнившись, заметил, что портрет ведь почти готов, доделать его, да и на выставку! В портрете не были написаны ноги (был только контур), немного были не дописаны штаны и фон. И он взялся портрет доканчивать. Пригласив натурщика, Илья Ефимович сказал мне: “Ну-ка, покажи свое мастерство”,— и поручил написать с натурщика босые ноги, после чего закончил их сам; штаны и фон Илья Ефимович дописал без натуры”.Благодаря участию Репина Борисов поступил в 1900 году в Академию художеств, которую окончил в 1907 году по мастерской Репина. С 1929 года Борисов жил в Твери. Он преподавал рисунок и живопись в студиях товарищества “Калининский художник”, Дома Красной Армии, Дома художественного воспитания детей, в школьных изокружках. С 1938 года - член Союза художников СССР. Борисов был наставником многих Тверских художников, оказал значительное влияние на развитие изобразительного искусства Верхневолжья. Умер Николай Яковлевич Борисов летом 1942 года, похоронен в Твери.
Литература:
. |