titul00.gif (6355 bytes)
№ 23

 

Д. ПОДУШКОВ

СЕЛО МЛЕВО

Старинное село Млево расположено на правом берегу реки Мсты, в 20 километрах от истока из озера Мстино. Происхождение названия “Млево” по мнению писателя-этногрофа С.В.Максимова: мливо, меливо - мельница; по мнению краеведа Н.А.Архангельского: мель - мелкий, малый, небольшой.


Село Млево. Вид с запада. 1998 г

Село находится на древнем водном пути, связывающем в исторической перспективе Новгород, Балтийский регион с центральными областями Руси, России, Поволжьем, Прикаспием и Причерноморьем.

Первое летописное упоминание об этом пути восходит к “Повести временных лет” летописца Нестора: “В лето 6455 (947) шла (княгиня) Ольга к Новгороду и устанавливала по Мсте погосты и дани”. Историки Шахматов и Платонов считали, что Новгородский путь к Волге по Мсте имел огромное значение в VIII-IХ веках.

Люди начали селиться на месте села с незапамятных времен. На территории Млева находится мезолитическая стоянка человека конца V, начала IV тыс. до н.э., группа сопок VI-VIII веков н.э. - времени колонизации этих мест славянскими племенами.

Двумя километрами выше по течению, в месте впадения речки Пуйга во Мсту, начинался волок в бассейн реки Мологи, в Бежецкую пятину. Пуйга протекает через цепь озер, одно из которых называется Волошно (20 км на восток от Мсты). На берегу этого озера находится одноименная деревня. В пяти километрах на северо-восток от Волошно находится озеро Волчино, из которого вытекает река Волчина, получающая свое название именно при вытекании из озера (до впадения в озеро – Мажица). Все названия, что очевидно, происходят от слова “волочь”. В районе Максатихи Волчина впадает в Мологу. Оценивая сегодня проходимость этого волока, необходимо учитывать более высокий уровень воды в разные исторические периоды. На Млево выходила и сухопутная дорога, которая шла поперек Бежецкой пятины с востока на запад от Бежиц, по левому берегу р.Мологи, между Топальским и Лощемлей, южнее озер Удомля и Песьво, через погосты Никольский и Егорьевский в Удомле. Перекресток водных и сухопутных путей, удобная пристань и место торжища, нахождение на границе Новгородских и Тверских земель определило судьбу Млева, как крупного торгового села. Об активной торговле по Мсте свидетельствуют найденные в окрестностях Млева клады в т. ч. и арабских монет. Самая древняя из них относится к 622 году, самая поздняя - к 990 году.

У села находится обширная пустошь, прилегающая ко Мсте, на которой издавна проходили ярмарки. Залив реки, глубоко входящий в берег, обеспечивал стоянку сотен торговых суденышек.

Но выгодное в географическом отношении место, которое, привлекало сюда торговых людей, становилось на протяжении веков и ареной многочисленных военных конфликтов. Об этом свидетельствуют многочисленные курганы, курганные группы, городища, сторожевые посты (д.Казикино), и найденный при рытье траншеи в самом Млеве ров, наполненный человеческими костями.

Кроме уже упомянутого выше военного похода Ольги по Мсте, летописи сохранили и свидетельства о сборе дани князем Ярославом в 1187 г. по Мсте и Бежецкому верху, и о грабежах князем Василием Юрьевичем в 1434 г.: “… много зла бысть от него”.

В 1860-х годах с научными целями Млево посетил писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831 – 1901). (Друг писателей А.Ф.Писемского, А.Н.Островского, историка Н.И.Костомарова и др.) О своем посещении Млева и Помостья он написал подробный и содержательный очерк “Честна-вдова”. По свидетельству Максимова, в народе и в девятнадцатом веке стойко держалось убеждение, “что Млево представляло в старину весьма важный пункт, и во всяком случае здесь в этих "горах" нельзя не видеть одного из главных узлов Новгородских древних укреплений”.


Писатель С.В.Максимов. И.Е.Репин. Бумага, карандаш. 1890 г.

 

До присоединения Новгородских земель к Москве Млево входило в Бежецкую пятину и было приписано к новгородскому Кириллову монастырю. Мужской Троицко - Млевский монастырь находился и возле самого Млево. Дата основания его неизвестна, закрыт он был до 1764 года. Монастырь находился напротив Млево на другом берегу Мсты. До 1920-х годов на этом месте существовал Троицкий погост с храмом Святой Троицы постройки 1774 года – первый из известных каменный храма удомельской земли  Сегодня на этом месте деревенское кладбище.

При присоединении Новгородских земель к Московскому княжеству местность вдоль Мсты подверглась особо жестокому разорению. В 1471 году московский царь Иван III послал из Москвы рати на беспощадный разгром Новгородской земли и уничтожение независимости Новгорода. Через семь лет уже сам царь шел на Новгород. Население вдоль Мсты принуждено было первым расплачиваться за всю Новгородскую землю. “От века над нами того не было”, - воздыхает новгородский летописец.

Опустошительные набеги дополняли моровые поветрия, которые обрушивались на эти земли в 1417, 1419 - “жито стояло на нивах и некому было жать”, 1422 - “ели коней, псов, кошек и кротов”. Начавшийся в 1423 году мор не прекращался в течение четырех лет. В 1448 году мор снова уничтожал в этих местах людей и животных.

К этому времени относится самый старый, из известных, письменный памятник истории удомельского края – плита-надгробие из темного кристаллического сланца с высеченными буквами: “Лета 7 положенася преставися раба божия Марфа напа” (В 7000 году от сотворения мира, т.е. в 1492 году от Рождества Христова, похоронена представившаяся раба Божия Марфа напа). О том, как было обнаружено надгробие, Максимов пишет следующее: “В 1815 году дворовые люди г.Загряжского, Петр Васильевич и Иван Васильевич, рыли на этом месте могилу для умершей матери. Около аршина в глубину они натолкнулись на большую плиту с надписью. Вынув ее, они продолжали копать дальше и нашли свод из кирпичей: тогда они могилу зарыли... Выбранные ими кирпичи сводов обратили в то время на себя общее внимание по необыкновенной тяжести и форме. Кирпичи были совершенно квадратные, очень темного, красного цвета, переходящего в синеватый. Плиту на первое время постарались скрыть, „боялись наказания за укрывательство", то есть снова зарыли; ее снова вырыли и положили открытою уже в то время, когда быстро распространившаяся молва стала собирать сюда большое стечение народа”. Предположили тогда, что это могила Марфы Ивановны Борецкой (Посадницы), жены Новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого. (Слово “напа”, в конце предложения, тверской краевед Ю.М.Смирнов расшифровывает как “Новгородская Посадница”).


Рисунок плиты Марфы

 

Борецкие имели земли в районе села Липны (север Удомельского района). В 70-80-х годах XV века Марфа Борецкая возглавила партию Новгородских бояр, которая активно боролась против присоединения Новгорода к Москве. После потери Новгородом вольности вместе с другими именитыми боярами, с внуком, 2 февраля 1478 года Марфа была закована и отправлена по Мсте в Москву (в этом случае она, конечно, миновать Млево не могла) и далее в Нижний Новгород в ссылку. Бежала ли она из ссылки, или была заточена во Млевский женский монастырь, или прах ее был перевезен после смерти во Млево, или, по мнению Л. Пушкаревой она была казнена во Млево, но предание народное устойчиво хранит, что во Млево похоронена именно Марфа Посадница. Однако, это можно считать пока лишь предположением и преданием, документальных свидетельств нет. Кроме этого, краеведом Н.А.Архангельским по “Писцовым книгам бежецкой пятины” установлено, что в указанный период селом Млево владела “Марфа Васильева жена Розстригина” и эта могила может принадлежать ей. В настоящее время могила обнесена железной решеткой, на ней поставлен металлический крест.

По описи писца Ивана Даниловича Вельяминова в писцовых книгах в 1545 году в самом Млево было 30 беспашенных (ремесленных и торговых) дворов, остальные 15 дворов имели пашню. Торговых лавок было 225. “Книга…” за 1551 год более подробно описывает Млево. В селе существовала Егорьевская церковь с двумя пределами и еще одна церковь, посвященная апостолам Петру и Павлу. На реке Мсте – “на острову” (“ярмарка” у Максимова – П.Д.) находилось 332 лавки “больших и средних и меньших”. Не многие города в то время могли похвалиться такой торговлей. При этом писцы отмечают, что за 10 лет прибыло 107 лавок. (Для сравнения в Никольско-Удомельском погосте за тот же период прибыло 33 лавки, 9 житниц и прилавок). Разгар торговли приходился на Петров день - 29 июня - начало покоса. Приезжие торговцы торговали до Петрова дня и после него еще две недели. На этом кончался наиболее оживленный торг... За право торговли купцы платили князю. Земля под торг арендовалась у ее владельцев Федора и Юрия Крюковых. Торговали в лавках всякие люди, есть сведения о большом количестве купцов с востока, ряд лавок принадлежал и крестьянам, в т.ч. Крюковым. Лавки были с хлебом и со всяким товаром.

За помещиками братьями Даниловыми в Егорьевском погосте во Млево по книге 1545 году значился лишь один большой двор с тремя коробьями живущей пашни и 15 пустошей. На них не числится ни одного крестьянина и никакого дохода. В начале века они имели 30 дворов и 33 крестьянина с 93 коробьями пашни. По предположению, т.к. в 1545 г. помещикам были предоставлены значительные льготы по податям, результаты хозяйственной деятельности за этот период не отражены. Через шесть лет в этом же поместье помещики пашут на себя 3, 5 обжи и получают оброка с крестьян 2,5 рубля 5 алтын деньгами и 53 коробьи хлеба.

В том же году во Млево, в поместье Ондрея Крюкова - Глебова в усадище (усадьбе) был большой двор, “а в нем сам Ондреец, а людей его дворовый Иовик, дв.Куземка, да крестьянин дв.Митка, пашут в поле 10 коробей, а в дву по тому ж, сена 15 копен, да на отхожей пожне на Дубенке сена 25 копен, пол - третьи обжи. А крестьянин пашет 4 коробьи, сена 15 копен, обжа”. В поместье Федька Пыжова - Отяева, в усадище, в большом дворе, пахалось 7 коробеи (1, 5 обжи), да в двух деревнях четверо помещичьих людей пахали еще 8,5 короби (2, 5 обжи).

В начале 1550-х годов в связи с подготовкой решающего похода на Казань по дороге на Бежичи шло передвижение воинских отрядов и обозов. Отряды грабили население придорожных погостов. В писцовой книге 1551 г. имеются неоднократные указания на запустение деревень “от дороги, от приезжих людей и от ратных”. Новое опустошение этой земли произошло в 1570 году, когда Иван Грозный шел вдоль Мсты со своею опритчиной.

В отписке государю от 5 - 29 ноября 1596 г. губной староста Тверской половины Бежецкой пятины Степан Парский докладывал, что не успел проверить погосты Млевский и Удомельский (самые крупные в полупятине), т. к. пашня и косьба были занесены снегом... Но в поступившем царю доносе указывалось, что Степан вместе с товарищами “сговорились с пахотниками воровством и хотячи те погосты укрыти и дозору своего не хотя объявити и оттого себе хотя взяти посулы и поминки великие... в ту пору ездя в погостах, бражничали и искали себе прибытков”. В результате повторного дозора с этих погостов были взысканы 146 рублей, 9 алтын, 2, 5 деньги.

Из хранившейся при Спасской церкви рукописи Максимов сделал выписку из писцовой книги письма Федора Михайловича Лоскарева 1583 года: “Во Млево на реке Мсте торг. А на торгу 96 лавок без затворов. А торгуют в них "приезжие" из городов торговые люди всякими товарами "с года на год о Петрове дни две недели". Да на торгу ж три шалаша плетеные, а торгуют в них солью. А отмерено под торг и под лавки 14 четвертей, а берут с лавки четыре алтына, а присылают деньги собирать и всяких оброков из Новгорода дьяка”. В Тверской половине Бежецкой пятины Спасский и Егорьевский погосты (находились друг от друга через Мсту) были крупнейшими. В начале 16 в. в них насчитывалось 589 дворов.

Как уже упоминалось выше, во Млево находился Троице-Млевский монастырь. Еще об одном монастыре, женском, упоминает Максимов. По сохранившемуся преданию монастырь находился в местности “селище”, недалеко от впадения речки Пуйги во Мсту: “На пути (из Млева) часть низменности вымощена большими камнями и имеет вид дороги... в народе называемая “девичьи мосты”. По преданию, камни сюда наношены девицами или монахинями. Камни эти впоследствии пошли на фундамент нынешней каменной млевской Спаса Нерукотворного церкви (1849 года постройки). Кстати, об ней. Антиминс (от греч. - вместопрестолие) - освященный архиереем плат со вшитыми частичками мощей, который помещается на алтаре храма освящен в 1672 году. Над входными, западными, дверями храма находится образ Нерукотворного Спаса, с надписью, что лик изображен при великом Московском князе Василии Васильевиче, при новгородском архиепископе Ефимии и Новгородском посаднике Аврааме Степановиче, повелением раба Божия Савелия. В церкви сохраняется крестик с частицею Животворящего Креста Господня и с надписями: “В лето 6922 (1414) создана бысть рака Животворящему Кресту, при благоверном князе и великом Даниле Борисовиче Новгородском и Суздальском, рабом Божиим Даниловым”. В перечислении мощей, заключенных в кресте, между прочим упомянуто о “новоявлении литовских чудотворцев” (виленских святых мучеников Антонии, Иоанне и Естафии - в язычестве: Нежин, Круглец и Кумец)”.

В 1611 году (Смутное время) губной староста Обутков собирал на ратных людей деньги и шубы с Деревской пятины и описывал о результатах “Новгародскаго государства боярам и воеводам”. Он собрал со всех волостей сколько указано, но пришел в отчаяние именно в этих местах, “которые погосты пришли подле Мсты реки - погост коломенский, бологовский, млевский... Здесь третий год стало разорение: стояли воровские люди (разбойничьи шайки), и крестьяне разбежались от воров... С Млевского погоста (Кирилова монастыря вотчины), “с обжи с плуга с полутретью нялося взяти рубль пять алтын три деньги да шуба”. “И мне с тех пустых погостов денег и шуб собрать немочно! - в отчаянии пишет Обутков - ни земских дьяков, ни губных целовальников нет для помощи”.

“Во свидетельство неудержимых неистовств, какие производились над народом в далекие времена набегов на вечевые вольные земли, остались насыпи и курганы и те мелкие и редкие деревушки и небольшие села, которые сидят в наши дни по берегам неудачливой и запустелой реки” (Максимов).

Оживление жизни на Мсте произошло лишь после начала строительства Петром I Санкт-Петербурга. Река стала звеном в цепи Волго-Балтийского пути, обеспечивающего связь между двумя столицами. Еще в начале девятнадцатого века в караванах по Мсте проходило до 5 тыс. судов. Население вдоль реки было обеспечено работой по поддержанию условий судоходства. Именно в этот период во Млево была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного Образа церковь (1849 г.), а в Сельце (Карельском, 17 км ниже по Мсте) каменная двухэтажная церковь Иоанна Предтечи и Казанской Божией Матери. Обе эти церкви и сегодня производят впечатление своими размерами. Пожертвования купцов при подходе к боровическим порогам были щедрыми.

Упадок движения товаров по Мсте произошел после строительства во второй половине XIX века Николаевской железной дороги. В конце века, по свидетельству Максимова, “в караванах не досчитывалось и одной тысячи барок”.

В 1820-40-х годах во млевском храме служили священниками Тимофей Павлович Соколов и Василий Павлович Покровский, родные братья Ивана Павловича Менделеева (1783-1847), отца ученого Дмитрия Ивановича Менделеева (1834 -1907). Вместе с ними в селе жила их мать Стефанида Евдокимовна Соколова и сестры (См. “УС” №№ 16, 17).


Дом Любских во Млево. 1999 г.

 

Дмитрий Иванович Менделеев приезжал во Млево в 1852 году во время летних каникул к двоюродной сестре Елизавете Тимофеевне Соколовой (1814 - 1887), в замужестве Георгиевской. Ему было семнадцать лет, когда лечащий врач вынес суровый приговор: “Этот уже не поднимется”. Летний отдых вернул юноше силы. Дом 1848 г. постройки, в котором гостил, Дмитрий Иванович, до сих пор стоит на своем месте. Могила Е.Т.Георгиевской и ее мужа находится на церковном кладбище. Есть предположение, что Менделеев также посещал Млево по пути в Крым в конце лета 1855 года.

В 1906 году Млево посетил Николай Константинович Рерих (1874-1947) (живописец, театральный художник, археолог, писатель, общественный деятель, философ, путешественник) и Павел Арсеньевич Путятин (1837-1919). Целью их поездки было посещение могилы Марфы Посадницы. Свои впечатления о посещении Рерих описал в очерке “Марфа Посадница” (1906). Во Млево Рерих читал старую рукописную книгу при Млевской церкви, разбирал записи нескольких поколений иереев о множестве чудес Марфы. Он отметил новгородский характер почитания Посадницы. “На раскопках в Тверской губернии, - вспоминал Рерих в 1929 году, - мы посетили могилу Марфы-Посадницы и слушали, какими благожелательными легендами сопровождает народ имя знаменитой женщины Новгорода”. Для семьи Рериха образ Марфы стал символом, ее именем восхищались и радовались прекрасному. По сообщению бологовского краеведа М.А.Иванова возле Млева Рерих вел раскопки городища. Свое посещение Млева Рерих вспоминал в дневнике в 1939 году.

Павел Арсеньевич Путятин был известный коллекционер своего времени, археолог, антрополог, близкий друг семьи Рерихов, предводитель дворянства Вышневолоцкого уезда. В его имении в Бологое хранилась крупная коллекция предметов, документов и книг по истории Вышневолоцкого края, которая сгорела в 1917 году вместе с домом. Он первым из археологов исследовал окрестности Млева. Вероятно, он родился в сельце Братское возле Брусова. (В 1917 году Братское еще числится за ним. Путятины имели владения на востоке удомельского края). Его дед Степан Васильевич Путятин был дружен с художником Венециановым и Алексей Гаврилович не раз портретировал его детей, в т.ч. и Арсения.

Путятин впервые посетил Млево в 1883 году.

Во Млево родился живописец и педагог Николай Яковлевич Борисов (1873-1942) (о нем отдельная статья).

На церковном кладбище Млева сохранился ряд надгробных памятников.

Слева от входа в храм недавно была очищена могила Софьи Павловны Гурьевой (1731-1800). Она оказала материальную поддержку в самый критический момент Алексею Андреевичу Аракчееву (1769 – 1834) при поступлении в кадетский корпус и переписывалась в дальнейшем с его отцом. Аракчеев, войдя в силу, сумел отблагодарить ее за помощь.

С той же стороны находится могила ее внучки и полной тезки Софьи Павловны Гурьевой (1800 - 1852). Она похоронена вместе со своим мужем Сеславиным Николаем Никитовичем (1777-1856), родным братом героя Отечественной войны 1812 года Сеславина Александра Никитовича (1780-1858) (адъютант М.Б.Барклая-де-Толли, предводитель партизанских отрядов, генерал-майор).

С правой стороны от церкви похоронен либеральный деятель конца 19-го века Вадковский Федор Васильевич (1879-1912), внук декабриста Вадковского Федора Федоровича (1800-1844).

(Подробно о захоронениях на кладбище во Млево до 1917 года в “УС” № 15).

В 1920-х годах в храме села Млево служил брат первого удомельского святого Дмитрия Михайловича Беневоленского (1883-1937) (см. “УС” № 13) Иван Михайлович. Недавно в храме был обнаружен канонник со сделанной им надписью: “Был (канонник) в ссылке со мною в гор. Котласе на Севере и в лагере ПОЛИЗА (политических заключенных). Сидел на бревне и читал каноны”.

 

Литература:

  1. Архангельский Н.А. История Удомельского района. Тверь, 1993.
  2. Максимов С.В. По русской земле. М., 1989.
  3. Митусов С. МС. Н.К.Рерих и Вышневолоцкий край. СПб., 1997.
  4. Писцовые книги бежецкой пятины. СПб, 1910.
  5. Пушкарева Л. Женщины древней Руси.
  6. Смирнов Ю.М., краеведческие статьи в периодической печати.

 


[На главную страницу]

© Тверская ОУНБ им. А.М. Горького