titul00.gif (6355 bytes)

 

 

Д.Л.Подушков

Место краеведения в формировании местной культурной политики. Краеведение в системе.

Настоящий доклад был сделан на конференции “Культурная инициатива”,
которая состоялась 4-5 декабря в г. Вышний Волочок.

Тверская область и земли входящие в нее – территория, где во многом был сформирован русский человек, его национальный характер, где он создавал свою сложную, приспособленную к суровым условиям Евразийского континента культуру. С этих коренных русских земель волна за волной потоки русских переселенцев колонизировали северные и восточные окраины Российской Империи. Культурное разнообразие русского пространства невероятно. Это хорошо знают краеведы и собиратели фольклора. Не только губернии, но и уезды, и даже соседние деревни имели свое культурное лицо, свою особинку. Эта особинка вырабатывалась под влиянием разнообразных ландшафтов, климатических зон, культуры соседних или ассимилированных народов.

Процессы советской, а сегодня и т.н. “демократической” глобализации сильно нивелировали и упростили культуру русского и российских народов. Нужно также учесть, что политика советского государства была по преимуществу русофобской, подавлялось национальное своеобразие прежде всего именно русского народа. Это хорошо видно на примере песенной культуры. Песня – естественное состояние любого народа, его история, его эпос, его обряд. И понятно почему. (Беру в пример песню, как индикатор состояния народного духа). Рифмованный текст, положенный на музыку, легко и в большом количестве запоминается, а значит, через него легко и естественно осуществляется передача культурной традиции от поколения поколению. Русский народ пел всегда. В советское время на место русской песни пришла песня советская. Она в некоторых чертах несла исконный дух русской культуры, но в гораздо большей – лишала народы национального своеобразия. После массового отлива населения деревень в города унификация углубилась. От западных до восточных границ СССР (советский вариант Российской Империи) начали звучать одни и те же песни. Что пел русский народ в 70-80-х годах в своей массе? Стыдно сказать: “Голубой вагон”, “Миллион алых роз” и т.д.

С началом т.н. “демократизации” на подготовленную, почти очищенную от самобытности почву пришла западная масскультура. Исполнение русской песни стало уделом только редких фольклорных коллективов, а чаще псевдофолклорных, которые поют уже редкие подлинные песни, а все чаще советские песни 50-60-х годов, а то и откровенно глумятся над русской песней (вариант - “Балаган Лимитед”).

Мы все свидетели, кто не потерял, конечно, возможности видеть, в каком тяжелом духовном состоянии находится сегодня русский народ. Активно разрушаются нравственные стержни и ограничения, в которых народ традиционно жил. Культурный код русского народа практически сломлен.

Какая культура сегодня определяет лицо России и русского народа? Национальная? Демократическая? Общечеловеческая? Советская? Американская? Ответ затруднит любого специалиста, но он очевиден, если быть честным перед собой – культура балагана и кавээна (от КВН). В каждом городском и сельском Доме культуры на всем безбрежном пространстве России еженедельно и ежедневно звучит одна и та же музыка греха и порока, играют в одни и те же игры, тиражируемые телевидением, культивирующие совершенно чуждый русскому человеку дух стяжательства, цинизма и пошлости. В души наших детей вместо нравоучительных, глубоких по содержанию и духовному смыслу русских сказок с экранов телевизоров врываются западные мультипликационные гангстеры и бандиты. На все это идут немалые и государственные средства. Понятно, почему и для чего это делается. Для рынка ценен только покупатель с деньгами, все нравственные запреты и ограничения только мешают его развитию. Создание унифицированного в своих запросах потребителя – вот цель, которую реализует масскультура по заказу денежных воротил, чтобы на всех континентах пили, ели, слушали, потребляли одно и то же. Национальные культуры мешают процессу унификации, а потому объявлены пережитком прошлого и отсталости. Им позволено существовать, только как части шоубизнеса.

Традиционная русская культура находится сегодня в резервации. Тем, чем мы гордимся перед иноземцами – плодами русской культуры, в самой России находится практически на нелегальном положении. Государство, призванное обществом быть одним из барьеров на пути безнравственности, фактически поддерживает или молчаливо попустительствует каким угодно отклонениям в культуре. Национальная культура не только не получает видимой поддержки от государства, но, как я предполагаю, многие должностные лица даже не понимают, что в восстановлении этой культуры и кроется решение многих, в т.ч. и экономических, и криминальных, и др. проблем сегодняшнего дня. Что может изменить нарисованную выше действительность? Как вернуть народу смысл существования, как укрепить его духовно?

Решается эта задача на нескольких уровнях. В настоящей статье я говорю о том, что возможно сделать на местном.

Конечно, центром и главным инструментом возрождения духовности народа является Русская Православная Церковь. Православие – стержень русской культуры. Православная церковь – это тот сосуд, который хранит представление русского человека о добре и зле, культивирует и охраняет его лучшие качества: духовную чистоту, стремление к правде, смирение, скромность, миролюбие, стойкость в преодолении трудностей, целомудрие и борется с его пороками. Православие по-своему также унифицирует русского человека. Через просвещение христианских истин оно сплавляет его в единый народ.

Но своеобразие каждой территории придает местная культура и местная история. Именно раскрытием этого своеобразия и занимаются работники краеведческих музеев и краеведы. Краеведение – это уникальное явление. Не наука, хотя, безусловно, входит в состав исторической, не профессия - состояние души. Краеведение рекрутирует из народа самых преданных малой родине людей. Труд краеведа, подобен труду рудокопа. Он в буквальном смысле воскрешает из небытия, вводит снова в культурный оборот сотни давно забытых имен, событий, преданий, связывает порванную ткань времени и традиции. Вспомним, что советская историография всю человеческую историю делила на период до 1917 года и на период после. Весь смысл истории до 1917 года - подготовка к социалистической революции и строительству коммунизма.

Духовные приемники большевиков – сегодняшние демократы, с той же настойчивостью низвергают традиционные ценности и заявляют о том, что история “Новой России” началась в 1991 году. В государстве с 1000-летней историей учрежден абсурдный по смыслу и звуку праздник 12 июня – “День независимости России”.

Труд краеведа сегодня проходит в сложных условиях и держится в основном на самоотверженных подвижниках. Властьпредержащие, по моим наблюдениям в течение многих лет, с большой осторожностью относятся к деятельности краеведов и редко проявляют инициативу в поддержке. Думаю, интуитивно они понимают, что краеведение, в определенном смысле, грозит историческими разоблачениями, невыгодными сопоставлениями с предшественниками, тем, что оно пишет историю сегодняшних времен. Не парадную, официальную, а подлинную. Именно краевед расставит акценты для будущих поколений о событиях сегодняшнего дня и многие, кто считает себя сегодня великаном, окажутся в истории лилипутами. В истории навечно будут запечатлены имена тех, кто мог и должен был по должности спасти национальное достояние, но вместо этого разрушал и то, что осталось.

Сверхзадачей краеведения является формирование патриотического мировоззрения у жителей той или иной местности и через любовь к малой родине формировать любовь к России. Краеведы – по определению принадлежат к партии традиционалистов, почвенников, патриотов – третьему национальному русскому пути, в отличие от коммунистического и демократического. Для тех и для других они, если угодно, политические конкуренты. Воскресший на возрожденной национальной почве народ, конечно, не потерпит над собой власти денационализированных временщиков-руководителей.

Работа краеведов может стать основой для формирования местной культурной политики. В качестве примера я возьму процессы, происходящие в последние годы в Удомельском районе Тверской области.

Начиная с начала 1990-х годов, местная исполнительная власть под воздействием, прежде всего, краеведческой общественности, осознала, что культурная политика района может быть более богатой и разнообразной по содержанию. Напомню, что к этому же времени в массовом сознании об Удомельском районе сложилось представление, как о ресурсном дополнении Калининской АЭС. В район пришло много людей со стороны (до строительства АЭС – 15 тыс., сегодня – 47 тыс. чел.), в большинстве своем техническая интернациональная интеллигенция, которой были присущи прагматические взгляды на жизнь. В общественном сознании утверждался тезис о том, что в “медвежий угол” пришла долгожданная техническая цивилизация. Период истории района с 1974 года (начало строительства АЭС) был назван началом новой эры для Удомли, главным периодом ее истории.

С этим положением дел не согласились немногочисленные удомельские краеведы. Причем среди них были как уроженцы Удомли, так и люди, приехавшие со стороны. Именно они стали давать власти импульсы на изменение культурной политики. Я возглавлял в 1992-93 гг. комиссию по культуре и социальной политике Удомельского районного Совета депутатов и многие инициативы краеведов проводились именно через этот канал, а в дальнейшем – по уже наработанным связям.

Набор великих русских имен, связанных с историей удомельской части Вышневолоцкого уезда, велик и очень разнообразен и, прежде всего, разнообразен именно в спектре культуры и искусства. Это родоначальник национальной темы в живописи А.Г.Венецианов, целая плеяда его учеников, среди которых три уроженца Удомли и самый талантливый из них Г.В.Сорока. Это вторая волна художников - И.И.Левитан, написавший в Удомле главные свои картины, его последователи В.К.Бялыницкий-Бируля, А.С.Степанов, А.В.Моравов, Н.П.Богданов-Бельский, С.Ю.Жуковский, К.А.Коровин и многие другие. (Творчество большинства из этих художников, я думаю читатель со мной согласятся, очень национально). На территории района сохранился дом Аракчеевых в с.Гарусово, где многие из этих художников жили и работали и дача Бялыницкого-Бируля “Чайка”. Оба объекта были брошены на растерзание времени и природы и им грозило уничтожение. Положение просто обязывало, чтобы художественная традиция была продолжена в Удомле. Так родились направления деятельности, которые были предложены в 1995-1996 гг. отделу культуры для совместной реализации: проведение в Удомле художественных выставок, детского областного конкурса рисунков, открытие в детской музыкальной школе художественного отделения, восстановление дачи “Чайка” и создание на ее базе историко-культурного центра, установка памятных знаков по району.

Все эти проекты были последовательно успешно реализованы. Были установлены контакты с Тверской картинной галереей и в удомельском краеведческом музее проведены выставки картин художников, творивших на удомельской земле. Ежегодно проводятся выставки местных художников. На базе дачи “Чайка” создан историко-культурный центр, где ежегодно проводятся художественные выставки, пленэры художников и учащихся художественных школ, обучается художественному ремеслу сельская молодежь, проводится исследовательская работа. При музыкальной школе было открыто художественное отделение, художественное направление развивает районный “Дом ремесел”. Установлены контакты с Тверским художественным училищем им. А.Г.Венецианова и раз в два года в Удомле проходит детский художественный фестиваль детского рисунка, а студенты училища приезжают регулярно на экскурсии. (К слову сказать, студенты училища приехали в Удомельский район и проехали по местам творчества художников впервые только в 1999 году! Впервые за 25 лет существования училища! Это ли не абсурд и не характеристика глубокого тупика культурной политики! Добиваемся стажировок за рубежом юных дарований, расходуем на это невероятные деньги, а то, чем гордимся перед иностранцами - сами и пренебрегаем.) Силами удомельцев было установлено ряд памятных знаков: мемориальная доска на доме во Млево, который посещал Д.И.Менделеев, на Тихомандрицком погосте, где служил священником его дед, расчищена могила М.В.Храповицкого, установлен крест на месте гибели А.Г.Венецианова, возле дачи “Чайки” знак - “в память о художниках творивших на Удомельской земле”, на месте усадьбы В.И.Роборовского, подняты могильные памятники на родовом кладбище Зворыкиных.

По той же схеме был реализован и культурный проект по сохранению памяти о музыканте В.В.Андрееве, который вырос на берегах озера Молдино. Ежегодно проводится праздник музыки его имени. Ежегодно проходит туристический слет памяти путешественника В.И.Роборовского. Именем Д.И.Менделеева названа частная школа в Удомле и регулярно проходят вечера его памяти. Несколько раз проходили Чеховские чтения и театральные фестивали.

С начала 1990-х годов были изданы 5 книг краеведа Н.А.Архангельского. В 1999 году вышла “География Удомельского района”.

В 1997 году в Удомле начал выходить краеведческий альманах “Удомельская старина”, на страницах которого состоялось немало открытий общероссийского значения. На сегодняшний день вышло 24 номера, с 21-го номера альманах выходит в Интернет. Альманах ведет богатую переписку и регулярно получает богатые материалы. Не все из них публикуются, но все сохраняются в музее и архиве.

В начале 2001 года ООО “Бизнес-Центр”, организация базе которой выходит “Удомельская старина”, и которая, в определенном смысле, стала одним из центров активной краеведческой работы в районе, заключила договор с Калининской АЭС и издательством “Русская провинция” на издание серии книг по истории Удомельского района. Несколько творческих коллективов и отдельных авторов одновременно ведут работу над книгами. При финансовой поддержке КАЭС уже вышла книга о музыканте В.В.Андрееве. В ближайшее время увидит свет сборник удомельских поэтов, будет переиздана “История Удомельского района”. Передается в издательство книга о писателе Н.А.Зворыкине. В работе находятся книги о поэте В.Н.Соловьеве, знаменитых удомельцах, о путешественнике В.И.Роборовском, о даче “Чайка”, об удомельском фольклоре и жизни удомельской деревни, о ветеранах Великой Отечественной войны и т.д. Деньги от продажи книг возвращаются в издательский фонд, и идет работа над новыми книгами.

Все названные мероприятия не потребовали ни одной, подчеркиваю, ни одной дополнительной копейки бюджетных денег. Просто отказались от ряда безсодержательных мероприятий и деньги направили на культурные проекты связанные с местной историей.

Итак, как можно видеть, исключительно на базе местной истории идет интересный культурный процесс и идет он в определенной системе. Он мог бы идти более интенсивно, если бы было большее понимание важности этих процессов со стороны власти, руководителей предприятий, людей бизнеса и общественности.

Можно выделить три программы, которые могут быть реализованы в каждом районе. Их реализация и придаст культурной политике района своеобразие:

  • программа по увековечиванию имен прославленных земляков, и закрепление память о них через ежегодные (регулярные) мероприятия;
  • программа по сохранению памятников культуры и установке памятных знаков;
  • программа по изданию литературы. Каждый серьезный исследователь должен иметь впереди цель – книгу. Тогда его производительность многократно возрастает;

Активных краеведов-исследователей мало, примерно по моим наблюдениям 1 чел. на 7.000 - 10.000 чел. Им необходимо создавать полноценные условия для работы. Они работают на общество, результаты их работы будут формировать культурные процессы десятилетия и столетия спустя.

Для успешной работы краеведа-исследователя по сегодняшнему времени необходимо совсем немного: персональный компьютер (но в принципе, достаточно одного на сообщество, скажем в краеведческом музее или архиве), оплаты некоторых командировок и запросов материалов в архивы. Это посильные затраты для любого районного бюджета.

Подготовка книги для краеведа – цель. Но это долговременная цель. Не все районные газеты охотно публикуют краеведческие материалы, да и места в них мало для этого. Важно иметь дешевое периодическое краеведческое издание. Две функции. Наработка материалов краеведом и введение регулярно в оборот краеведческих знаний, получение обратной связи, материалов. (“Удомельская старина”, к примеру, позволяет открывать многие двери, устанавливать полезные знакомства, каналы информации). Очень важны регулярные собрания и конференции. Знать, над чем работают остальные, чтобы расширять свой кругозор и улавливать крупицы знаний по своим темам.

Итак, чтобы культурная политика на местах приобрела самобытность, она должна строиться на местном историческом и культурном материале. Хранителем и собирателем этого материала для последующего его использования и распространения выступают как государственные структуры: музеи, архивы, библиотеки, так и энтузиасты-краеведы. Краеведческая работа эффективна тогда, когда системна. Сверхзадача краеведения – формирование патриотического мировоззрения, создание предпосылок для духового возрождения русского народа.



[На главную старницу]

© Тверская ОУНБ им. А.М. Горького