titul00.gif (6355 bytes)

Удомля. Историческая справка

 

Удомельский район расположен в северной части Тверской области. Район находится на северо-восточных отрогах Валдайской возвышенности, называемых Лесной (или Удомельско-Лесной) грядой. По этим возвышенностям проходит водораздел между Балтийским и Каспийскими морями, между водосборными площадями р. Волги и Невы.

Район занимает площадь 2476,2 кв.км. На севере район граничит с Новгородской областью, на западе – с Бологовским районом Тверской области, на юге – с Вышневолоцким, на востоке – с Максатихинским, на северо-востоке – с Лесным.

Удомля - историческое название местности, примыкающее к озерам Удомля и Песьво, которая лишь в 1929 году была очерчена границами современного Удомельского района Тверской области. До 1929 года удомельские земли входили в состав Вышневолоцкого уезда. С 1904 года название “Удомля” получила железнодорожная станция Троица на железной дороге Бологое – Ярославль, которая возникла в 1869 году. В 1974 году на берегу оз. Удомля началось строительство Калининской атомной электростанции. В 1981 году поселок Удомля стал городом Удомля.

Сегодня в Удомельском районе проживает 42 тыс. жителей, из них в г. Удомля - 35 тыс.

Удаленность по автодороге от Москвы - 330 км, от Твери – 185 км, от Вышнего Волочка – 56 км. От Бологое по ж/д – 60 км, от Максатихи – 52 км. От Санкт-Петербурга по железной дороге – 360 км. Автобусы из Удомли ходят до В.Волочка, Твери и Москвы.

Впервые слово “Удомля”, как название местности, упомянута в летописях Великого Новгорода в 1478 году – Москва вела перепись присоединенных новгородских земель. Удомельская волость входила в состав Тверской половины Бежецкой пятины Великого Новгорода. До прихода новгородских словен в VIII – IX вв. эти земли были заселены угро-финскими племенами.

Слово “Удомля”, согласно версии удомельского краеведа Н.А.Архангельского, означает на старославянском - “члененное, состоящее из частей” (“уд” - часть, член), что точно описывает характер озера, которое изобилует островами, заливами, плесами.

В “Повести временных лет” впервые упомянута река Мста, которая сегодня является западной границей Удомельского района: “В лето 948 года шла княгиня Ольга по Мсте и ставила дани и погосты”.

На берегу озера Удомля в сельце Гарусово родился и провел свои детские годы граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834). В селе Островно, находясь в гостях у дворян Корсаковых он, одинадцатилетний мальчик, принял решение стать военным и в 13 лет поступил в Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Семью Аракчеевых духовно окормлял дед ученого Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) Павел Максимович Соколов. Он был священником храма Покрова Пресвятой Богородицы на погосте Покровский Тихомандрицкий в двух километрах от Гарусово. Иван Павлович, отец ученого родился на берегах речки Тихомандрицы в 1783 году, а свою фамилию получил от фамилии удомельских помещиков Менделеевых во время учебы в Тверской духовной семинарии. Сам Дмитрий Иванович в возрасте 17 лет приезжал к своим родственникам в село Млево на реке Мсте в 1852 году.

При Александре I Аракчеев стал основным докладчиком императору по большинству вопросов внутренней и внешней политики России. Современники сильно исказили исторический образ Аракчеева, и лишь сегодня происходит переосмысление заслуг этого выдающегося человека – настоящего патриота и государственника.

Всю свою жизнь он поддерживал отношения со своими земляками. Особенно тесно он общался с Михаилом Васильевичем Храповицким (1758-1819). Поэт, писатель, публицист, выступавший за отмену крепостного права еще в начале XIX века и отпустивший на волю 869 крепостных душ в 1819 году – один из первых случаев массового освобождения крестьян во всей Российской Империи.

Родовое имение Храповицких “Бережок” находилось на озере Песьво, соединенное с озером Удомля короткой протокой. Мать Михаила Васильевича Елена Михайловна была дочерью М.И.Сердюкова, строителя вышневолоцких каналов. Его старший брат - Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801) был статс-секретарем Екатерины II. В детстве Александр Храповицкий с отцом бывал у М.В.Ломоносова, а в 20 лет давал уроки русского языка А.Н.Радищеву.

В XIX, начале XX века Удомля становится одним из мест, где активно творится русское искусство.

Дважды в Удомле происходит смена эпох в русской живописи - А.Г.Венецианов, И.И.Левитан, рождение новой музыкальной культуры - В.В.Андреев. Удомля причастна также к рождению новой драматургии - А.П.Чехов.

В 1815 году землю возле села Дубровское Вышневолоцкого уезда купил художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Он работал в удомельском крае с 1819 по 1847 годы, сначала в сельце Трониха, а с 1832 года в Сафонково. Здесь он утверждал в русской живописи новую эстетику, национальную тему, писал с натуры простых людей и окружающие человека предметы. В Удомельском крае им были написаны все основные картины, среди которых: “Гумно”, “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”, “Спящий пастушок” и др.

Кроме собственной художественной деятельности, Венецианов открыл на свои средства в имении единственную тогда в России художественную школу для людей “простого звания”. В разное время на удомельской земле начинали свой путь в живописи десятки художников: А.В.Тыранов, Н.С.Крылов, А.А.Алексеев, М.С.Эрасси, С.К.Зарянко, П.Е.Чернышев, Ф.И.Игин, Н.А.Бурдин и другие, многие из которых стали в последствии академиками.

Трое учеников Венецианова: Г.В.Сорока (д.Покровское), Ф.М.Славянский (д.Вышково), И.В.Васильев (д.Всесвятское) были уроженцами удомельской земли, крепостными. Двух последних Венецианову удалось освободить из крепостной зависимости, и они также стали академиками живописи.

При имении Венецианова существовала также школа для обучения крестьянских детей чтению, счету и письму, небольшая “больничка”, где проходили лечение в условиях стационара (для содержания больных было отведено несколько коек в специально оборудованном помещении) крестьяне из окрестных деревень, к ним была приставлена женщина-сиделка.

А.Г.Венецианов разбился на лошадях 4 декабря 1847 года у с.Поддубья и был похоронен на Дубровском погосте.

Художник Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) является характерным примером русского самородка. Он родился в д.Покровское возле оз.Молдино в крестьянской семье. Семья находилась в крепостной зависимости у Н.П.Милюкова, владельца ус. “Островки” на том же озере. Примерно в 1841 году Милюков отдал Григория (по рождению Васильева, кличка “Сорока” лишь позднее стала фамилией) в обучение А.Г.Венецианову. В общей сложности, Сорока обучался у мастера не полные год – полтора. Он редко покидал пределы своей родины. Известно лишь об одной его дальней поездке в Тамбовскую губернию, где им были написаны, примерно в конце 40-х годов, хрестоматийные картины: “Вид на плотину”, “Рыбаки”, “Вид на озеро”, “Автопортрет”. Тем не менее, он достиг в живописи академических высот и стал самым известным из учеников Венецианова, оставаясь при этом по теме и по духу истинно народным художником. На удомельской земле им были написаны картины: “Гумно”, “Кабинет в Островках”, “Вид на озере Молдино в усадьбе Островки”, “Автопртрет” и многие другие. Кроме живописи Сорока, как и его учитель, много занимался иконописью, расписывал храмы в близлежащих приходах.

Венецианов предпринимал постоянные попытки освобождения Сороки из крепостной зависимости. Но Милюков, являясь другом Венецианова на протяжении долгих лет, так и не дал вольную талантливому юноше, и Сорока получил свободу только с отменой крепостного права в 1861 году. В 1864 году произошел конфликт между художником и бывшим хозяином. Сорока от имени крестьянской общины написал жалобу на Милюкова за продолжающиеся притеснения. Ему было назначено наказание. Не ожидая его исполнения, художник наложил на себя руку – повесился в горшечном сарае на краю родной деревни и был похоронен, как самоубийца, за оградой сельского кладбища.

В деревенской глуши Сорока достиг академических высот в живописи, не потеряв при этом народного восприятия жизни.

Летом 1893 года, после работы в д.Гирино на реке Мсте, в удомельский край впервые приезжает художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он поселился на озере Островно в усадьбе дворян Ушаковых вместе со своей спутницей художницей С.П.Кувшинниковой. Именно в Островно и на соседнем озере Удомля он пишет этюды к картине “Над вечным покоем”, о чем свидетельствует Кувшинникова: “Картину “Над вечным покоем” Левитан написал уже позже, в лето, проведенное под Вышним Волочком, близ озера Удомля. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры...” На оз.Удомля он останавливается в усадьбе дворян Аракчеевых в сельце Гарусово.

В 1894 году Левитан с Кувшинниковой повторно приезжают к Ушаковым в сопровождении молодой писательницы Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952). В середине лета в соседнюю усадьбу “Горка” приехала супруга помощника градоначальника Санкт-Петербурга И.Н.Турчанинова Анна Николаевна. После короткой борьбы двух женщин Левитан переселяется в “Горку”. Здесь в 1894 году им был написан целый цикл работ пастелью. События этого года описала в рассказе “Старшие” Щепкина –Куперник.

В марте 1895 года Левитан в третий раз приезжает на оз.Островно и пишет с натуры картину “Март”, ставшую по утверждению искусствоведов выводом из “передвижнического пейзажа” и “предвестием пейзажа XX века”, а осенью того же года - картину “Золотая осень”. Всего же в Удомле им было написано не менее 50 картин и этюдов. Именно в Удомле Левитан достиг своего пика как пейзажист, а картины, написанные в Удомле, выдвинули его в первый ряд русской пейзажной живописи.

Летом 1895 года к больному меланхолией Левитану на пять дней приезжает писатель Антон Павлович Чехов (1860-1904). Именно здесь он увидел те события, которые впоследствии легли в основу пьесы “Чайка”, пьесы, которая ознаменовала своим появлением на сцене рождение новой драматургии. Именно здесь на глазах у писателя Левитан совершает символический жест – убивает чайку и бросает ее к ногам любимой женщины. Так же по удомельским впечатлениям им был написан рассказ “Дом с мезонином”.

Левитан открыл эти места для целой плеяды русских художников, которые писали свои картины на озерах Кезадра, Островно, Удомля, Песьво, Молдино. Дольше всех в Удомле жил и работал Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957). Здесь им написано большинство картин: “Час тишины”, “Вечер юного мая”, “Дом с клумбой перед ним” и др. В 1912 году он построил на оз.Удомля дачу “Чайка”, которую посещали и до сих пор посещают многие художники.

Сотни картин написал в усадьбе “Островки” на оз.Молдино и в усадьбе одного из основателей русской школы офтальмологии Л.Г.Беллярминова “Бережок” на оз.Песьво “певец дворянских гнезд” Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944): “Плотина”, “Радостный май”, “В старом доме” и др.

Свои основные картины создал в крае Александр Викторович Моравов (1878-1951): “Старый зал. Островно”, “Заседание комитета бедноты”, “В волостном загсе”, “Подсчет трудодней” и др.

Около четырнадцати лет работал в Удомле Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945): “Новые хозяева”, “Именины учительницы”, “У перевоза”, “Подношение” и др.

С 1918 по 1921 год на оз.Островно в усадьбе Ушаковых жил и работал Константин Алексеевич Коровин (1863-1939). Вместе с семьей Коровина в доме жила семья философа Бориса Петровича Вышеславцева (1887-1954).

Много и плодотворно работал художник-анималист Алексей Степанович Степанов (1858-1923): “Лошади у освещенного окна”, “Дом в Гарусове”, “Уехали” и др.

В разные годы в Удомле также работали художники: А.Е.Архипов, В.Н.Мешков, И.Э.Грабарь, В.В.Рождественский, П.П.Белоусов, Н.М.Ромадин, театральный художник Б.И.Волков, К.К.Иванов, и многие др. В селе Млево родился художник Николай Яковлевич Борисов (1873-1942). В начале 1900-х годов он два года жил в семье И.Е.Репина на положении члена семьи. С 1929 года Борисов жил и работал в Твери.

С 1865 года в сельце Марьино (сегодня оно вошло в состав села Молдино на оз.Молдино) жила семья создателя первого оркестра русских народных инструментов, композитора и исполнителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева (1861-1918). Именно здесь в 1883 году он впервые услышал балалайку и научился на ней играть. Позже он совершенствует ее, создает в Марьино мастерскую по изготовлению русских народных инструментов, а летом здесь же проходят репетиции первого оркестра русских народных инструментов. Изготовлением балалаек занимается местный столяр-краснодеревщик Семен Иванович Налимов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году его инструменты получили Большую золотую медаль, а самого Налимова современники за большое мастерство называли “русским Страдивари”.

Таким образом, выход на академическую сцену русских народных инструментов, русских мелодий и песен произошел, прежде всего, с удомельской земли.

В сельце Андреевское (сегодня дер.Тараки) на реке Волчине имел имение Всеволод Иванович Роборовский (1856-1910) - сподвижник Н.М.Пржевальского. С детских лет и до самой смерти он регулярно приезжал в удомельский край. Всеволод Иванович участвовал в двух азиатских экспедициях под руководством Пржевальского: 1880 г., 1883-1885 гг. В 1889-1891 гг. – под руководством Певцова. В 1893-1895 гг. сам возглавил очередную экспедицию в Азию. Всеволод Иванович умер в своем имении летом 1910 года и похоронен в селе Овсищи.

В 1905 году дачу на озере Кубыча в трех километрах от станции Удомля купил изобретатель радио Александр Степанович Попов (1859-1906) Долгие годы после смерти ученого в Удомле жила его семья. Жена Раиса Алексеевна работала врачом в удомельской больнице, а дети преподавали в удомельской школе.

В сельце Рождественское на оз.Кезадра родился Александр Александрович Колокольцов (1833-1904). Воспитанник Морского кадетского корпуса. В 1852-1854 гг. он участвовал в морском походе фрегата “Паллада” к берегам Японии с первой русской миссией под руководством князя Е.В.Путятина. После кораблекрушения фрегата “Диана” в 1854 году во время цунами у берегов Японии руководил постройкой шхуны “Хеда”. Этой шхуне было суждено послужить образцом для возникавшего тогда японского флота. В 31 год Колокольцов возглавил строительство в Санкт-Петербурге Обуховского сталелитейного завода – крупнейшего оборонного предприятия своего времени, выпускающего вооружение для броненосного флота России.

В имение Дугино на озере Перхово в начале 1890-х годов существовала одна из первых в России земледельческих общин последователей учения Л.Н.Толстого, которую возглавил один из самых близких учеников писателя Михаил Александрович Новоселов (1864-1938). Из села Поддубье на оз.Молдино и Дугино он ведет активную переписку с писателем. После отхода от учения Толстого, он становится ревнителем Православия, занимается изданием религиозной литературы сначала в Вышнем Волочке, а затем в Троице-Сергиевой Лавре. Друг философов В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, о.Павла Флоренского, И.А.Ильина, художника М.В.Нестерова. Обличитель Григория Распутина в начале 1910-х годах и богоборческой власти в 1920-х.

В родовом имении Подолец возле с.Котлован родился писатель-натуралист Николай Анатольевич Зворыкин (1873-1937). Здесь, у местных мужиков он брал первые уроки охоты, а в охоте на волков стал признанным авторитетом. Друг С.А.Бутурлина, одного из основателей русской школы охотоведения, писателей И.С.Соколова-Микитова и Е.В.Бианки. Первые три рассказа Зворыкина были опубликованы в декабре 1914 года в литературно-политическом журнале “Русская мысль”. Сам факт публикации в этом журнале, среди имен, составляющих славу и гордость русской культуры, свидетельствовал о высокой оценке его литературного дарования. За 12 лет им было написано 17 книг и брошюр на охотничьи темы, опубликовано более 50 статей, очерков и рассказов.

Писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831-1901) посетил в 1880-х годах с.Млево и написал об этом посещении содержательный отзыв, который вошел в очерк “Чесна-вдова”. Николай Константинович Рерих (1874-1947) посетил в 1906 году во Млево с кн. П.А.Путятиным древнейший письменный памятник удомельской земли – надгробную плиту 1498 года, как предполагается Марфы Борецкой (Посадницы).

В сентябре 1999 году был прославлен первый удомельский святой о.Дмитрий (Беневоленский) (1883-1937). (По благословению архиепископа Тверского и Кашинского его поминают в молитвах как Димитрий Удомельский).

Дмитрий Михайлович Беневоленский родился в 1883 году в Вышнем Волочке в семье священнослужителя. В 1911 году он был рукоположен священником и направлен служить в храм Великомученика Дмитрия Солунского в с.Островно, а в 1919 году в с.Паношино, которое сегодня стало частью города Удомля. За свою верность пастырскому служению был несколько раз арестован и в 1937 году расстрелян.

На территории района действует шесть православных храмов: в с.Млево, в с.Сельцо (Карельское), в с.Котлован, в с.Троица, в с.Дубровское (Венецианово), в г.Удомля. Строится новый храм в Удомле, восстанавливаются в с.Перхово и с.Молдино. В м.Деревяжиха – две часовни и камень следовик.

 

Памятники и памятные знаки:

  • с.Дубровское (Венецианово) – на могиле А.Г.Венецианова,

  • у с.Поддубье – памятный крест на месте гибели А.Г.Венецианова,

  • Красильникова горка (между с.Гарусово и дачей “Чайка” на берегу оз. Удомля – “В память художников творивших на удомельской земле…”

  • д.Тараки – на месте ус. В.И.Роборовского,

  • д.Покровское – мемориальная доска в память о Г.В.Сороке,

  • д.Касково (пог.Покровский-Тихомандрицкий) – в память о П.М.Соколове, деде Д.И.Менделееве,

  • с.Млево – надгробная плита 1498 года, на доме, который посещал в 1852 году Д.И.Менделеев,

  • с.Троица – надгробная плита М.В.Храповицкому,

  • г.Удомля – А.С.Попову, бюст космонавту О.Г.Макарову.

Во Млево, Котловане, Троице, Поддубье, Перхово сохранились дореволюционные некрополи.

Короткая экономическая справка по экономике Удомельского района.

Район является промышленно-сельскохозяйственным. По выпуску товарной продукции он занимает 3-е место в Тверской области (после г.Твери и г.Конаково). Наибольший удельный вес приходится на выпуск электроэнергии двумя блоками Калининской АЭС. Работают предприятия пищевой промышленности: “Хлебокомбинат”, “Петмол-В” (молоко); лесной, деревообрабатывающей: мебельная фабрика; промышленности и строительного комплекса: швейная фабрика, “Севзапэнергомонтаж”, “Сезам”, “Жилстрой” и др. Основные направления в сельском хозяйстве определяются производством молока, мяса, зерна и льна.

За экологической обстановкой в районе КАЭС осуществляется постоянный контроль со стороны государственных и международных организаций. Экологическая ситуация в районе считается благоприятной.

Д.Л.Подушков

 


[На главную старницу]

© Тверская ОУНБ им. А.М. Горького