"Русский путь"

"Русский путь" приложение к альманаху "Удомельская старина"


 

Д.Подушков

Плата за бездуховность

Тема наркомании – обречена на “успех” на долгие годы. Появляется новая отрасль рыночной экономики – “борьба с наркоманией”: публикации в прессе, строительство наркодиспансеров, создание фондов, расширение штатов милиции и врачей. Много риторики – мало действия и осознания первопричин. Много мероприятий – мало эффекта, потому что форма и количество мероприятий заслоняют содержание. Милиционер может поймать наркоторговца. Нарколог вылечить тело. Формальное мероприятие на два часа оттянуть с улицы несколько десятков подростков…

 

В Удомле развитие наркомании произошло на глазах. В 1996 году на оперативном учете ГОВД стояло 20 наркоманов, сегодня уже 300. Ясно, что это только верхушка айсберга. На удомельском погосте уже немало свежих могил молодых людей, причиной смерти которых стали наркотики.

Но, как очевидно, у общества и власти пока нет воли и желания решать эту проблему радикально. Власть предлагает пока только традиционные бюрократические мероприятия: создать очередную комиссию, расширить штат оперативных сотрудников, написать программу. Все исполняется, но падение в “никуда” продолжается стремительно. Многие просто боятся даже думать об этой проблеме, настолько она кажется безнадежной.

Несколько раз заплаканные удомельские матери, устав от борьбы с бедой в одиночку, пытались собраться для совместных действий. То ли страх огласки, то ли боязнь неизбежного конфликта с властью и милицией - дальше кухонных разговоров дело не пошло. Страх за детей оказался слабее страха общественных условностей.

Считается, что причиной развития наркомании стали кризисные явления в экономике России. Но на практике, среди наркоманов немалую часть составляют и подростки из обеспеченных в материальном отношении семей. А кроме того известно, что и экономически развитые страны, не испытывающие недостатка в деньгах на борьбу с наркоманией, постоянно терпят в этой борьбе поражение. Значит, дело не в экономике и причины нужно искать не там где светлее, а там где они действительно находятся.

Что ищет молодой человек, когда он принимает решение встать на путь осознанного греха? Тот, кто хоть раз принимал алкоголь в определенных дозах, тоже знает на этот вопрос ответ. Сознание отслаивается от подсознания и человек погружается в некую суррогатную “благодать”, в которой повседневные проблемы отходят на второй план.

Люди религиозного опыта, и те кто часто общается с природой, кто погружен в национальную духовную культуру, достигают этого состояния без всяких стимуляторов. Поэтому они гораздо более устойчивы к воздействию внешних природных и психических факторов. Для этих людей весь мир одухотворен и не имеет отрицательных моментов, а всю дисгармонию в него вносит человеческая греховность.

Человек, подверженный вредным привычкам, что, очевидно, не может самостоятельно справиться с испытаниями, которые посылает ему материальный мир. В семье и обществе он также не находит достаточно духовных опор. Поэтому он и вынужден периодически “выключать” сознание. Конечно, это гораздо легче, чем постоянное духовное бодрствование. Воля с каждым разом слабеет, и самостоятельно из этого состояния выбраться могут только редкие единицы.

Отсутствие здоровой духовной жизни в семье и обществе – вот, что является первопричиной развития наркомании и алкоголизма.

Хотите рецепт, чтобы ребенок гарантированно стал наркоманом? Он прост: больше разговоров в семье о вещах и деньгах, больше “свободы для самовыражения”, меньше запретов – пусть попробует в жизни все и сам наберет жизненный опыт методом “проб и ошибок”. Больше тупых фильмов, компьютерных игр, игрушек-монстров. Больше пива и джин-тоника - не алкоголь! (Курение и алкоголь сокращают расстояние до наркотика раза в два). Больше “сексуального образования”, журнальчиков и газеток “про это”! Долой стыд! Больше конкурсов красоты! Больше отбивающих мозги и вытряхивающих душу музыки и дискотек. Больше презрения к “этой стране и этому непросвещенному светом цивилизации варварскому народу”. “Успех” гарантирован!

 

Наркомания – индикатор духовного, а не физического состояния общества. А поэтому, решение проблемы лежит только в области культуры и мировоззрения. И чтобы начать нелицемерно решать эту проблему общество должно прежде всего спросить себя, какую культуру оно выбирает? Если либеральную (сжатый образ которой приведен выше), где в основе лежит идея “свободы человеческой личности” от всяческих моральных условностей - тогда с наркоманией можно больше не бороться, результат известен заранее. Тогда следует признать, что жизни молодых людей – необходимая плата за “свободу” и больше не лицемерить про “борьбу”.

Если общество соглашается, что культура должна быть традиционной, основанной на строгих национальных и религиозных моральных нормах поведения человека в обществе, где под “свободой” понимается свобода от греха - тогда не все потеряно. Но, осознав это, необходимо срочно реализовывать эти установки в повседневной жизни. Каждым человеком на своем уровне. Вся наша беда, однако, в том, что большинство людей снова подумают: это зависит не от нас, - и останутся сторонними наблюдателями со сжимающимся от ужаса сердцем.

В качестве подтверждения вышесказанному - цитата из интервью руководителя отделения НИИ детской и подростковой наркологии Минздрава РФ А.В.Надеждина, опубликованное в журнале “Москва” №4/2000г.: “…Я не вывожу проблему наркомании из низкого уровня жизни, я вывожу ее из двух составляющих. Во-первых – острейший духовный кризис и … деградация общества. И второе – сознательная деятельность ряда организаций, направленная на упрочение в стране этой наркологически угрожающей ситуации… Вообще надо обращаться к национальным традициям – не вижу другого выхода. В том числе политически – к имперской традиции”. А кроме этого Надеждин в интервью сказал, что среди сотен клиентов института нет ни православных, ни мусульман.

Обычно, человек, не имеющий своего религиозного опыта, очень поверхностно судит о том или ином вероисповедании, и в основном обращает внимание на обрядовую сторону, на эстетическую. Митрополит Антоний Сурожский главной целью религиозного воспитания называет установление “власти над собой”: “Воспитание должно научит (ребенка) никогда ни в чем не покоряться чему-нибудь внешнему без согласия разума и души; его учат стать таким человеком, который никогда не бывает движим внешними обстоятельствами, внутренней страстью… никогда не бывает объектом, предметом воздействия. Из него стремятся сделать человека, который всегда бывает, всегда есть хозяин своей жизни”. Ясно, что ребенок, воспитанный в таких традициях, в гораздо меньшей степени подвержен воздействию внешней, часто не благоприятной среды.

 


["Русский путь"] ["Удомельская старина"]

Электронная версия альманаха опубликована на сайте Тверской областной библиотеки им. А.М.Горького

Веб-мастер: И.В.Фронкина

© Тверская ОУНБ им. А.М. Горького