№ 37

   

В книге “История Удомельского района” Н.А. Архангельский привел тексты пяти берестяных грамот из Великого Новгорода, которые относятся к Удомельскому краю. В Новгороде во время раскопок в 1997 году была обнаружена еще одна берестяная грамота об Удомле. Ее текст был опубликован в статье академика В. Янина “Славянская Троя” 1998 г. (нами текст статьи взят из Интернета).

“Шли мы на Млево…”

…Троицкий раскоп расположен близ новгородского кремля, в южной части одного из древнейших районов Новгорода. В  средневековье место это называлось Людиным концом. Археологические исследования здесь начались в 1973 году и ведутся до сих пор. Поочередно вскрывая участки, мы из года в год  расширяем раскопанную территорию. За 26 лет работ она достигла 6300 квадратных метров и позволила полностью или частично изучить историю шестнадцати древних городских усадеб на протяжении длительного времени — от X до XV столетия.

…Важнейшей особенностью усадеб Троицкого раскопа оказалось обилие в них берестяных грамот древнейшего периода — XI, XII и первой трети XIII столетия. Почему это столь важно? Да потому, что от указанного времени до наших дней дошло лишь три (!) листка рукописей, содержание которых касается гражданской истории! Всего три. А на Троицком раскопе из 346  найденных к сегодняшнему дню берестяных грамот около 280 относятся к древнейшему периоду (всего в Новгороде на разных раскопах найдено свыше 400 берестяных документов XI — первой трети XIII столетия). Вот такой замечательный раскоп, и значение его в истории этого времени, конечно, колоссально.

…На громадном Троицком XII раскопе, площадь которого превышает 1000 квадратных метров, работы велись в диапазоне тридцатых — семидесятых годов XII века. Это чрезвычайно важный период в истории новгородской государственности — может быть, важнейший. В 1136 году произошло знаменитое антикняжеское восстание новгородцев, окончательно утвердившее боярский вечевой строй. В результате новгородский князь перестал быть монархом, он превратился пусть в достаточно важного, но все же чиновника боярского республиканского государства. Сфера его деятельности была ограничена участием в “сместном” (совместном) суде князя и посадника, где князь хотя и был главной фигурой, но все же не имел права “кончать суд без посадника”, то есть без санкции выборного главы новгородского боярства. Первые десятилетия после восстания 1136 года стали периодом укрепления боярских завоеваний. Поэтому вдвойне интересным представлялся нам полевой сезон прошлого года (1997), когда в начале июня экспедиция возобновила работы на Троицком XII раскопе.

…В 1997 году на усадьбе “Р” в слое середины XII века была обнаружена деревянная чаша с процарапанной надписью “Якъшина. Оринина”, то есть предмет из домашнего обихода Якши и его жены Орины, и значит, Якша обитал в той части исследованного комплекса Троицкого раскопа, которая граничит с посадничьей семьей.

Княжеский же характер должности Петра (Петрока) становится очевидным из содержания других грамот:

№ 885: “От имоволожан и от жяблян к Петру и к Якше. Шли мы на Млево, а Иван с нами не…”

№ 872: “…(и от) жябьнян к князю и к Петроку. Как мы выдали…”

…Обе грамоты связаны исключительно с княжеским хозяйством. Дело в том, что термин “Имоволоже” встретился еще в двух грамотах усадьбы “Е” и известен он в договорах Новгорода с великими князьями 1268, 1424, 1456 и 1471 годов как погост, государственные подати с которого в виде исключения поступали непосредственно князю, тогда как от других территорий князь получал только небольшой “дар”, передаваемый ему новгородскими боярами.

…Грамота № 885 называет три географических пункта, которые, судя по ее контексту, находятся в близком соседстве. Упомянутые в ней “жабняне” — жители Жабенского погоста, который находился к востоку от северных плесов озера Селигер. “Имоволожане” — жители Имоволожского погоста — вместе с “жабнянами” ходили в Млево. Но последний пункт прекрасно известен: это центр Млевского погоста, расположенный на реке Мсте в восемнадцати километрах от ее истока. А между Млевским и Жабенским погостами — озеро Имоложье, окрестности которого включают в себя волок из Тверцы в Мсту (территорию нынешнего города Вышний Волочек и Вышневолоцкого водохранилища). Таким образом, Имоволожский погост контролировал движение товаров на важнейшем пути из Новгорода в среднерусские земли в самом уязвимом месте этого пути.

От редактора: Таким образом эта грамота еще раз документально подтверждает, что Млево уже в XII веке(!) была важным административным центром Новгородской республики.

 

Стоянка великого князя Ивана III во Млево

В статье А.А. Фролова “О маршруте “мирного похода” Ивана III на Новгород” читаем: “Поход Ивана III 1475/76 гг. – один из драматических моментов русской истории, рассмотрению которого уделено немало внимания исследователей. Тем не менее, несмотря на существование довольно подробного рассказа летописи о движении поезда великого князя по Новгородской земле, его конкретный маршрут до сих пор подробно не описан.

Обратимся к летописному источнику в той части, где он указывает вехи на пути великокняжеского поезда:

“В лето 6984 (от сотворения мира – Д.П.), октября в 22, в неделю, пошел князь великий к Новгороду миром, а с людьми со многими … А ноября в 1 въехал в Торжок, в среду. В 5 на Волочну (теперь Вышний Волочек – Д.П.) … Ноября 7 стоял князь великий на Виру…” и.т.д.

Автор статьи указывает, что имеется ввиду мстинский вир (вир – водоворот, омут), так называлась местность вокруг с. Млево. Таким образом, Иван III 7 ноября 1475 года останавливался и ночевал во Млево.

От редактора: Конечно, по берегам р. Мсты проходило много народов, князей и государей. Все кто шел от Москвы, от Твери на Новгород и дальше – шли по Мсте. (Никаких прямоезжих дорог в то время еще не существовало. Самый надежный и удобный путь был летом по воде, зимой – по льду реки – Д.П.). Мы приводим эту выдержку просто как факт, зафиксированный в летописях.

Литература: Новгород и новгородская земля. Новгород, 1997.

Информацию для публикации передал житель Удомли А. Герасимов.

 

На чьих мощах стоит храм Спаса Нерукотворного образа во Млево?

В статье профессора Д.П. Огицкого “К истории виленских мучеников” (“Богословские труды”, Издание Московской Патриархии, Москва, 1984 г.) содержится информация об обнаружении в храме с. Млево ковчежка с мощами виленских мучеников. Ковчежек “с надписью 1414 года был случайно обнаружен до первой мировой войны в церкви села Млёва в районе Вышнего Волочка. В настоящее время хранится в Оружейной палате в Кремле под № 13366. Размеры ковчежца 6,5x5,8 см. В нем заключался золотой крест-тельник с нерасшифрованной еще надписью, сделанной греческими буквами, и другие святыни, перечисленные в надписи на обороте ковчежца, в их числе мощи ряда святых и среди них мощи “НОВО-ЯВЛНХЬ ЛТВСКИХ СТРСТОТРПЦЬ” (новоявленных литовских страстотерпцев). По ребру ковчежца надпись: “В ЛЕТО S НОЕ 0 СОТЬ KB Е СОЗДАНА БЫ СИ РАК ЖВОТВОРАЩМУ КРСТУ ПРИ БЛАГОВРНО КНЯ3I ВЕЛКОМЬ ДАНИЛЕ БОРИВЧ НОВОГОРОДКО И СУЗДАЛСКМЬ И ГОРОДЕСКОМЬ РАБОМЬ БИШЬ КНЯЗМЬ ИВАНОМ ДАНИЛОВЧА”. (В лето 6932-е создана бысть сия рака Животворящему Кресту при благоверном князе великом Данииле Борисовиче новгородском и суздальском и городецком рабом Божиим князем Иваном Данииловичем). 6932 год - это 1414 год по нынешнему счету.

Соотношение размеров ковчежца с размерами креста и его внутреннее устройство говорят о том, что сам изготовитель ковчежца предназначал его не только для золотого креста, но и для мощей (для них ниже креста было устроено особое небольшое круглое вместилище). А это в свою очередь говорит о том, что мощи вместе с золотым крестом находились в ковчежце с самого начала, т. е. с 1414 года. Перечень всех мощей на ковчежце, включая мощи “новоявленных литовских страстотерпцев”, сделан одной и той же рукой. Все это свидетельствует о том, что уже в начале XV века, т. е. спустя шесть десятков лет после кончины виленских страстотерпцев, мощи их почитались у нас как святыня.

“Новгородский”, т. е. нижегородский и суздальский, великий князь Даниил Борисович, имя которого упоминается в приведенной выше надписи, был сыном великого князя Бориса Константиновича, женатого на дочери Ольгерда — Марии. Таким образом, Даниил Борисович по матери был внуком литовского великого князя. Надо думать, не случайно в его родовой святыне оказались мощи виленских святых.

Упоминаемый в надписи создатель ковчежца “раб Божий князь Иван Даниилович” — лицо неизвестное. Думают, что он был сыном вышеупомянутого великого князя Даниила Борисовича”.

“Литовские мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний погибли в Вильне в 1347 году от руки литовского князя Ольгерда, который вскоре после расправы над ними сам принял христианство.

Иоанн был старшим братом Антония. Оба обратились к вере через общение с христианами. Сначала они скрывали  свое христианство, но потом,  исполнившись  мужества,  приняли обычный для тогдашних христиан облик, перестав стричь волосы и бороду. Князь, видя это, пытается отвести их от христианства и, чтобы убедиться в их готовности к послушанию, в постный день предлагает им вкусить мяса. В ответ братья говорят о своих обязанностях по отношению к Богу, которые важнее послушания князю. Заключенные после этого в темницу братья мужественно переносят все лишения и страдания. В ожидании скорого конца братья получают в темнице Причащение от руки пресвитера Нестора. Чувствуя приближение мученической кончины, Антоний прощается с братом и предсказывает ему такую же кончину в ближайшее время. После безуспешных увещаний князя и перенесения тяжких побоев Антоний осуждается на смерть через повешение. По прологу, он принял эту смерть 14 января, а 24 апреля такой же смертью закончил свой подвиг его старший брат Иоанн.

Еще более тяжкие испытания выпали на долю третьего, самого юного литовского мученика — святого Евстафия. Как и первые два мученика, он был близок к князю, принадлежал к княжеской свите. Последовали истязания, еще более страшные, чем те, коим подвергались два брата: святому Евстафию насильно вливалась в рот вода, были перебиты ноги от стоп до колен, отрезаны уши и нос, содрана кожа с головы, после чего он был повешен (по прологу, на дубе). По свидетельству рукописей, это произошло 13 декабря.

Церковное прославление виленских мучеников имело место между 1354 и 1374 годами. День памяти - 14 апреля.

На Архирейском соборе 2000 г. был прославлен наш земляк - священномученик епископ МАРК, в миру М.А. НОВОСЕЛОВ (1864-1938). День памяти - 25 января (7 февраля).

Подробный материал о нем, о его пребывании на Удомельской земле читайте в “УС” № 21. В своих “Письмах к друзьям”, которые он писал своим единомышленникам из подполья в 1920-х годах и которые впервые были опубликованы все вместе только в 1994 году он глубоко проанализировал духовные причины Русской катастрофы. Его анализ не потерял своей актуальности и для дня сегодняшнего.

Священномученик МАРК, моли

Господа о земляках твоих!

 


 [На главную страницу]

Электронная версия альманаха опубликована на сайте Тверской областной библиотеки им. А.М.Горького

Опубликовано на сервере 13.11.2004