№ 37

   

Б.С. Соколов, академик РАН

К МОЛОДЫМ КРАЕВЕДАМ И ЭКОЛОГАМ (специально для “УС”)


Б.С.Соколов

Дорогие мои, я не принадлежу к тем, кто любит наставлять, поучать, внушать или проповедовать, но думаю, что 90 лет, прожитых на Земле - этом неразгаданном чуде Природы, дают мне право поделиться с вами некоторыми размышлениями о ней и Человеке. А он - единственный биологический вид среди многих миллионов других видов, которому Природа дала царственный Разум и столь мощные творческие способности (во всех областях культуры, науки, техники), что человек оказался одинаково способным стать просвещенным управляющим своего дома - Земли, то есть первоответственным строителем, экологом и экономом (от греч. - дом, родина, отсюда и экономика, то есть управление хозяйством родины), так и злым гением, безрассудным варваром, способном медленно или мгновенно взорвать этот зеленый радостный дом - свое единственное прибежище.

Человечеству не дано знать одиноко ли оно во Вселенной, но, по силе своего Разума, оно определенно одиноко (единственно) на нашей планете, так как только оно ответственно за то, что происходит с цивилизацией на Земле или может произойти по его вине. Лишь космическая катастрофа в состоянии уничтожить Землю и всё ее живое население от микроорганизмов до казалось бы всесильного человечества. Однако великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) первым понял, что и сам человек стал силой космо-геологического масштаба и по злой воле или в стихийной драме может уничтожить все живое, использовав мощь ядерных сил, хотя возрастающая мирная роль ядерной энергии была для него бесспорна. Но еще раньше мрачный сценарий гибели всего живого предсказал столь же великий француз Ж.Б. Ламарк (1802), показав, что человечество может погибнуть, сделав Землю непригодной для обитания в силу неизбежного истощения экологических ресурсов своего существования: разрушение связей между живой и неживой природой, иссыхание и отравление водных резервов, сокращение плодородных почв при непрерывном росте человеческой популяции. Замечу, кстати, что на протяжении только одной моей жизни количество людей на Земле увеличилось втрое, перевалив сейчас за 6 миллиардов. Удвоение этого числа, по расчетам экспертов ООН, может стать для Земли уже непосильной нагрузкой.

Помимо этих двух сценариев возможного будущего человечества существуют и другие, но не мне и не здесь их следует рассматривать. Скажу лишь, что ни один из них не сулит вечности существования Homo sapiens (человек разумный) как биологического вида, при любом направлении социального прогресса или расселения в Космосе, что по моему мнению является лишь красивой литературной фантазией. Вместе с тем научное изучение Космоса всегда будет фундаментальной задачей ученых, поскольку “земное эхо солнечных бурь”, если пользоваться словами профессора Александра Леонидовича Чижевского (1936, 1976), навсегда устремило исследовательский взгляд человека в таинственное небо.

Но в этом коротком наброске предпочтительнее говорить о вопросах более приземленных, прямо нас касающихся, посильных нашему пониманию вольно или невольно сделанных ошибках, и готовности оценить уроки прошлого, активно противопоставить силам, разрушающим Природу и культуру созидательную волю защитников и хранителей этого великого дара - нашей зеленой планеты. Необходимо твердо осознать, что человек и Земля нерасторжимо связаны всем ходом прошлых веков проявления разумной деятельности человека, отделившегося от своих гоминоидных предков вероятно чуть более 1,5 миллионов лет тому назад и лишь на половине этого срока сделавшего первые шаги в оседлости и цивилизации. На фоне общего развития биосферы Земли (около 4 миллиардов лет) это совершенно ничтожный срок и можно только удивляться революционной роли этого подлинно ноосферного скачка. Он вызвал триумфальный каскад сменяющихся культур от примитивного земледелия и одомашнивания человека до фантастических успехов современной науки, техники и человеческого самопознания, так расширившего духовный мир человека, но не освободившего его от одиночества и поставившего между Добром и Злом в их неистощимой борьбе.

Речь, конечно, идет не о разделении человечества на добрых и злых людей, как двух нравственных категориях. Разделяясь, в процессе размножения и расселения на различные типы групп и социальных сообществ, вплоть до государственных, люди на сложнейших путях своего расселения по континентам Земли сохраняли добрые и злые начала в своем внутреннем мире, как доминантные качества и особенно типичную для вида Homo sapiens агрессивность, способную приобретать организованные формы. Но это уже не результат биологической эволюции человека, а чисто демографическое и политическое явление, связанное с нерегулируемыми численностью и распределением населения, истощением природных ресурсов и других производительных сил, прессом технической цивилизации в ущерб просвещению, религиозными проблемами, ростом нацизма, претензиями на мировое лидерство и т.п.

В неравновесном мире конфликты разряжаются войнами и политическими революциями. Но те и другие (как показывают, например, Франция, СССР, США и др. страны) бессмысленны в условиях стремительно опережающего роста технической цивилизации и самой изощренной милитаризации. Совершенно трагично, что человечество с его глобальными (как ООН, ЮНЕСКО, бесчисленные международные акты и соглашения) и региональными (как государственные системы контроля и охраны природной среды) средствами не в состоянии остановить или даже ослабить этот процесс. Он зашел слишком далеко. Выведены из пользования колоссальные площади почвенного покрова Земли, а только она в пределах всей Солнечной системы планет обладает почвой; промышленными сбросами отравлены тысячи озер и рек; огромные объемы вод Мирового океана полностью лишены жизни; земная атмосфера непрерывно насыщается газами, смертельными или болезнетворными не только для человека, но и для лесов, птиц. Насекомых; даже о ближнем космическом пространстве говорят как о рукотворной мусорной оболочке. Нас особенно должна беспокоить экология верхней оболочки Земли, ее почва, леса, пресные воды, окружающий нас воздух. Это и есть наш постоянный жилой дом. Его потеря означала бы нашу смерть, смерть всей человеческой популяции после чего для человечества все остальное потеряло бы смысл. Между тем экоцид (“пожирание дома”) уже находится в полном разгаре. Его еще можно остановить, как люди, охваченные страхом за свое жилище, вдруг выходят из апатии и начинают тушить пожар. Экоцид это тот же пожар, только еще более страшный, так как он протекает постепенно и завершается сам у критического рубежа жизни.

Чтобы оценить всю глубину уже произошедшего со средой нашей жизни и понять, что можно еще предотвратить или остановить, следует внимательно и непрерывно следить за тем что происходит в окружающей среде сейчас и немедленно принимать все доступные в ближайшей и дальней перспективе защитные меры.

Мне посчастливилось с детских лет (1920-е годы) близко узнать один из замечательнейших уголков Вышневолоцкого озерного края, на всю жизнь запомнить его очаровательный ландшафт с красивыми старыми усадьбами и людными деревнями, озерами, лесами, цветущими полями и парками. Все это по-своему красиво (и близко мне) и сейчас, 80 лет спустя, но я остро осознаю, что все могло бы быть еще привлекательнее и без горьких потерь, если бы вся природная обстановка соблюдалась людьми как единое неразрывное экологически цельное, логически связанное с культурной деятельностью людей. Мы ведь единственная в мире страна поголовной грамотности, а Россию за 1000 лет полюбить по-настоящему не можем. Ищем национальную идею. А культурная Россия - это и есть наша национальная идея, для всех ее народов.


ИТОГИ III ЕЖЕГОДНОГО КОНКУРСА
на лучшую письменную работу по историческому краеведению среди детей и юношества Удомельского района 2004 года (подведены 20 марта 2004 года в Удомельском краеведческом музее)

Конкурсная комиссия: Подушков Д.Л. – ред. альманаха “УС; Часовских Г.И. – дир. Удомельского краеведческого музея; Бариньяк А.В. – методист ГОРОНО; Намзин А.Б. – краевед; Тимофеев С.А. – священник; Кокорин Н.С. – ветеран Великой Отечественной войны; Асинкритов Г.П. – ветеран ВС; Смирнова Л.Е. – библиотекарь с. Молдина; Виноградов Б.К. – кандидат наук, нач. экологической службы КАЭС; Бариньяк Н.П. – нач. Архивного отдела Администрации Удомельского района; Ерофеев М.В. – кандидат медицинских наук; Бай Т.П. – гл. специалист Центра общественных связей КАЭС; Зятьковская Ю.В. – секр. представительства Концерна “Росэнергоатом” на КАЭС; Гвоздева М.Е. – ред. Удомельского радио;

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ (место/Ф.И.О./тема/размер премии): 1 - Подушков Валентин (Удомля) - “Удомельский край в годы Великой Отечественной войны” - 600 руб.; 2 - Медведев Роман (Санкт-Петербург) - “Среднестатистический приход (с. Перхова) конца 19 века” - 500 руб.; 3 - Шакуров Фанис (Удомля) - “Забытая деревня Зиновьево” - 400 руб.; б/м - Петров Максим (Еремково) - “Страницы истории д. Петрово Еремковского с/о” - 300 руб.; б/м - Подушков Гарри (Удомля), Дорофеев Дмитрий (с. Островно) - “Об исчезнувших деревнях вокруг с. Островно” - 300 руб.; б/м - Криницина Катя, Ремизова Оля (д. Выскодня) - “Из истории колхозов Таракинского с/округа” - 300 руб.

Денежная премия была вручена из средств, пожертвованных на издание “УС” академиком РАН Борисом Сергеевичем Соколовым.

*Всем участникам были вручены ценные подарки от Калининской АЭС и от Удомельского благочиния Русской Православной Церкви.

NB: Напоминаем читателям “УС”, что данный конкурс является ежегодным (условия конкурса опубликованы в “УС” № 22, их можно также взять в музее и в редакции “УС”). Работы подаются до 20 февраля в Удомельский краеведческий музей. Все участники получают денежную премию и ценные подарки. Сброшюрованные работы передаются в Удомельский краеведческий музей и Удомельский районный архив на постоянное хранение, где все желающие могут с ними познакомиться.

 


 [На главную страницу]

Электронная версия альманаха опубликована на сайте Тверской областной библиотеки им. А.М.Горького

Опубликовано на сервере 13.11.2004