№ 28

 

Д.Л. Подушков

Грабарь Игорь Эммануилович (1971–1960)

us-0083.jpg (15282 bytes)
И.Э.Грабарь, 1945 г

Игорь Эммануилович Грабарь - народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943), действительный член Академии Художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941).

Игорь Эммануилович Грабарь родился в Будапеште. Его родители, являясь сторонниками славянского освободительного движения, в 1876 году переехали в Москву. 1882-1989 – учеба в московском лицее. 1889-1895 – учеба в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом.

Живописи Грабарь начал обучаться в мастерской И.Е. Репина (1895), где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин, а продолжил в Европе (1896-1901).

Вернувшись в Россию в 1901 году он “был несказанно потрясен красотой русского пейзажа… В самом деле, нигде в Европе нет таких <…> чудесных сплошь березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней и сверкающих инеев…” Его восхищение Россией после долгой разлуки выплеснулось в картины: “Белая зима”, “Февральская лазурь”, “Мартовский снег” и др., которые сегодня находятся в Третьяковской галерее.

В 1909-1916 гг. Грабарь возглавил издание первой научной серии “История русского искусства”, был автором многих монографий о русских художниках. В 1913-1925 гг. - директор Третьяковской картинной галереи. В 1918 году Грабарь создает Центральную реставрационную мастерскую, где были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства. Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В годы гражданской войны и в послереволюционное лихолетие, когда многие думали только о спасении своих жизней, Грабарю удалось спасти от уничтожения многие памятники русской культуры.


И.Э.Грабарь. Портрет художника В.К.Бялыницкого-Бируля. ("Чайка, 1939 г)

Знакомство В.К. Бялыницкого-Бируля и И.Э. Грабаря произошло, вероятно, еще до 1917 года. Известно, что Бялыницкий-Бируля был очень гостеприимным хозяином и часто приглашал на “Чайку” своих знакомых и художников. Наверняка неоднократное приглашение получал и Грабарь. В своих воспоминаниях А.А. Моравов пишет, что Грабарь приезжал в “Чайку” в конце 1920-х годов. Документальное свидетельство посещения Грабарем “Чайки” в январе 1939 года мы находим в книге “Игорь Грабарь. Письма 1917-1941” (1977), “Письма 1941-1960” (1983). Совершенно очевидно, что далеко не все письма сохранились, но и по тем, которые опубликованы можно сделать вывод об исключительно теплых отношениях, которые существовали между двумя великими художниками.

Письма приведены в хронологической последовательности с сокращениями.

Бялыницкий-Бируля – Грабарю: (2 февраля 1926 г.) “Вот уже два месяца как я живу в деревне, снег, иней. Зима — это сказка! И мы, художники, бессильны с своими красками. А жизни мало, чтобы налюбоваться, нарадоваться на эту красоту <...> Вечерами пишу свои записки, воспоминания охотника, художника, и в результате наберется книга! Хорошо иногда в тиши ночи побеседовать с собой наедине. Соберитесь с Валентиной Михайловной, дочерью и сыном отдохнуть, поработать в “Чайку”.

Бялыницкий-Бируля – Грабарю: (6 сентября 1929 г.) “В окне на фоне озера красная, коралловая рябина, и вот она-то, мне и говорит о Вас, хотя я и без нее о Вас думаю, но вот коралловая рябина связана с Вами, <...> Кому-нибудь, если болит душа или гложет сердце, пусть едет ко мне сюда, где синеют дали лесов заозерья, где звонят у старого Николы (моя церковка деревянная в Третьяковской гал.) (храм Николая Чудотворца у с. Стан 1730 года постройки – Никола-на-Стану – Д.П.), а у Покрова (храм Покрова Пресвятой Богородицы на погосте Покровский-Тихомандрицкий у д. Касково 1869 года постройки – Д.П.) старый надтреснутый колокол кого-то зовет, о ком-то плачет...”

Бялыницкий-Бируля – Грабарю: (22 декабря 1938 г.) “Дорогой, чудесный мой друг! Друг тягчайший моих дней!.. Поверьте, что в мастерской “Чайки”, где я коротаю зимние дни, есть то, что в последний раз подсказало сердце, и конечно Вам я буду показывать с такой любовью и вниманием как никому <...>”.

Грабарь – Бялыницкому-Бируля: Москва, 8 февраля 1939 г. Дорогой Витольд Каэтанович, Только сегодня пришел ящик (с картинами – Д.П.), и я его доставил в мастерскую и вынул вещи. Все в полном порядке, ничто не сдвинулось с места и не хулиганило внутри. Вот об этом я и хотел Вам сообщить, принеся сердечную благодарность за Вашу заботливость и помощь.

Но больше всего мне хотелось бы выразить Вам свое глубокое чувство удовлетворения поездкой в “Чайку” и чудесным пребыванием в ней. Просто незабываемые дни: и сердечно и душевно и творчески одни из лучших, выпавших мне в жизни. Отдохнул на славу и поработал, оказывается, немало. Пересмотрев свежим взглядом вещи, вижу, что не так уж плохи. <…> Обнимаю Вас крепко. Ваш Игорь Грабарь”.

 

Грабарь – Бялыницкому-Бируля: “Москва, 13 февраля 1939 г. Дорогой Витольд Каэтанович, Мне кажется, прошла уже целая вечность, с тех пор как я уехал из “Чайки”. Надо ли Вам говорить, как я скучал по последней в первые дни по приезде.

Утешением мне служил тот неожиданный прием, который художники оказали привезенным мною вещам. Что-то даже слишком хвалят и в глаза и за глаза. Были С. Герасимов, Иогансон, Шегаль, Покаржевский, Бор. Яковлев, Максимов и много других.

Ну, портрет Ваш, — это еще я как-то допускаю, но очень возносят мой автопортрет (что мало понятно) и пейзажи, которые ведь между прочим сделаны, и из них больше всего балконный, написанный сверху до низу в последнее утро, в какой-нибудь час. Я ему абсолютно никакого значения не придавал, да и сейчас не придаю. <…> Обнимаю. Ваш Игорь Грабарь”.

Несмотря на кратковременность пребывания, работа на “Чайке” была очень плодотворной для Грабаря. Здесь им был написан “Портрет народного художника БССР В.К. Бялыницкого-Бируля” (1939, Бялыничский художественный музей); “Автопортрет” (подпись: “Чайка” 2/11 39”, Львовская картинная галерея); “Зимний день” (4.02.1939 г., Воронежский областной музей изобразительных искусств), “Спускается иней” (5.02.1939 г., Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов), “Март” (“В марте”, 1939 г., Государственный Русский музей) и др. Большинство этих работ демонстрировалось на персональной выставке Грабаря в конце 1939 г.

Бялыницкий-Бируля – Грабарю: (12 декабря 1939 г. – так в книге, но вероятно все же 12 февраля или марта – ред.) “Дорогой Игорь Эммануилович! Получил сегодня от Вас письмо, очень обрадовался, что ящик из багажа дошел в целости и сохранности. Эти работы Ваши мне дороги и милы сердцу, вместе жили, вместе волновались из-за погоды, сидя у камина, беседовали много, а иногда долго молча смотрели, как гасли лиловые языки пламени, а в ночных трубах слышался жалостный стон метели. Без Вас “Чайка” опустела, я сижу у себя наверху, общаюсь только за чаем, обедом и ужином с обитателями “Чайки”. После Вашего отъезда погода наладилась, деньки стали какие-то жемчужные, где-то далеко-далеко слышно эхо весны, и скоро на самом верху небольшой елочки запоет по-весеннему овсянка, ее песенка не мудра, но она мила, потому что это первая песенка весне, я не считаю воробьев, они, уже давно чирикая, воспевают весну, уж очень они какие-то будничные обитатели... С любовью и преданностью Ваш Вит. Бялыницкий-Бируля”.

 

Грабарь – Бялыницкому-Бируля: Телеграмма. 19 февраля 1952 г. Бялыницкому-Бируля исполнилось 80 лет: [Москва, 29 марта 1952 г.]Дорогой старый друг нездоровье мешает мне лично приветствовать обнять Вас сегодня день славного юбилея шлю Вам сердечный привет пожелания полного восстановления былого могучего здоровья пожелание радостной творческой работы = Грабарь

И.Э. Грабарь умер в 1960 году. После его смерти художник С.В. Герасимов напишет: “Нужно считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал”.

 

Литература:

  1. “Игорь Грабарь. Письма 1917-1941” (1977), “Письма 1941-1960” (1983)., М.
  2. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб., 2000.

 


[Д.Л.Подушков] [На главную страницу]

Электронная версия альманаха опубликована на сайте Тверской областной библиотеки им. А.М.Горького

Опубликовано на сервере 10.09.2002