"Русский путь"

"Русский путь" приложение к альманаху "Удомельская старина"


 

Д.Подушков

Быть русскими...

Я – русский! Спасибо, Господи!
Я – поле. Бабушкин крест.
Я – избы Рязанской области.
Я – синь подпирающий лес.
Я – русский. По самое горлышко.
Во веки веков. Насквозь.
Я – лебедя белое перышко.
Я – воина белая кость.
В сегодняшней склоке и подлости
Всем бедам хриплю назло:
Я – русский! Спасибо, Господи!
Другого мне не дано.

С. Каргашин

Редкое явление в истории – великий и гордый народ вдруг предательски застеснялся своего имени. Стоит акцентировано произнести: “я русский” - и сразу явный или скрытый вопрос во взгляде: а что вы хотите этим сказать, кому себя противопоставить? Да, имя это всегда выделение себя из хаоса, имя и суть не разделимы – “в начале было Слово и Слово было у Бога”. Господь дает всем имена в этом мире – и людям, и тварям, и явлениям. Поэтому тот, кто стесняется имени своего народа, тот противится Воле Божией, тот разрывает с Ним и с народом одну из главных связующих нитей. Пусть тот, кто стесняется и забыл имя своего народа, забудет и свое, данное от рождения.

Сегодня слово “русский” снова, как и на заре формирования народа, стало паролем-опознаванием “свой-чужой”. Нам говорят: нужно быть осторожнее, имя “русский” нужно произносить шепотом, и лучше под кроватью, что это очень рискованно, что можно поплатиться за такую “смелость” и попасть в разряд “фашистов, шовинистов и экстремистов”… Тот, кто хотел - имел возможность во всем разобраться. Тот, кто продолжает настаивать и отожествлять стремление русских жить в своей вере и в своей культуре с различными “-измами” - тоже знает, что творит.

Мы помним имя свое, мы гордимся им и собираем полки верных на служение Русскому Православному Отечеству – Святой Руси - другого не знаем.

 

Русские – соборное имя народа, образовавшегося под воздействием Православия на пространстве исторической Руси. Сегодня неоязычники убеждают нас, что “русские имели свое Православие до крещения” (под этим понимается культ сонма различных славянских богов). Но совершенно очевидно, кто знает историю хотя бы в объеме 4-5 классов, что до Православия “русского народа” не было. Были славянские племена, близкие по языку, мировоззрению, культуре и у каждого - свой пантеон богов. И лишь спустя века после крещения под воздействием Православного просвещения из славянских, финно-угорских, позднее азиатских племен постепенно сложился русский народ.

Слово “национальность” означает “близость по крови”. Лишь относительно недавно оно появилось и пришло к нам из Европы. Но мы говорим – “русский народ”, а не “русская нация”. “Народ” – понятие духовное, “нация” – крови. Только Православие делает нас, детей разных народов, русскими и не дает раствориться среди прочих.

“Русский человек” - понятие не статичное. Процесс образования и распада народа идет во все века одновременно. Конкретное состояние народа на тот или иной период зависит от того, какие процессы преобладают.

Двадцатый век запустил с энергией никогда прежде не виданной в русской истории процессы миграции, культурного обмена и кровосмешения: две Мировые и одна Гражданская война, эмиграция на Запад и эшелоны на Восток и Север, оккупация и немецкий плен, колоссальные потери генофонда, “комсомольские призывы на освоение целинных земель”, “комсомольские стройки”, “интернационализм”, армия – с Севера на Юг, с Юга на Север, а сегодня обратная миграция из бывших республик и на хвосте – народы Кавказа и Азии. (Кстати, почему люди всегда с недоверием относятся к иноязычным мигрантам, к “чужим”? А потому что всегда встает вопрос: почему вы бросили свою родину, почему вы променяли ее на благополучную жизнь на чужбине? Вы не оказались верными своей родине, поэтому у нас тем больше оснований предполагать, что вы не будете добросовестно служить и России. Но так оно и есть на самом деле! То же мы должны сказать и русским, оставившим Россию – “дурную траву с поля вон”! Нечего жалеть, что “мозги утекают на Запад”. Известно, что течет по трубам.)

Итак “русский плавильный котел” работал в 20-ом веке с энергией прежде не виданной. При этом институты самоидентификации народа: религия, национальная культура, по существу, все это время не работали. Это снимало преграды на пути межнациональных браков, порождало и порождает духовную и культурную всеядность. Т.е. сегодня мы снова имеем ситуацию некоего первородного бульона из обломков всех племен, народов, культур, мировоззрений.

Что формировало во все времена народы из разрозненных племен? Главных факторов несколько:

1). Мировоззрение, боги (религия - связь с богами), т.е. представление о Начале Начал, об устройстве мира. На основе мировоззрения складываются нормы межличностных отношений – нравственность и мораль.

2). Язык – стержень культуры.

3). Отечество, Родина - географическое пространство, которое отвоевали у других племен и природы отцы (отсюда Отчина, Отечество, Родина – пространство, которое окружает Род). Его защита от других связывает народ пролитой священной кровью - ритуал жертвоприношения избранных “на алтарь Отечества”. Климат доставшегося удела направляет формирование бытовой культуры и определяет виды трудовой занятости населения.

4). Предание – общая история.

5). Культура (от “культ бога”) – синтез всех вышеперечисленных факторов.

6). Гены, кровь – аппарат закрепления в народе черт характера.

 

Никогда прежде в истории вопрос сохранения своей самобытности перед русским народом так остро, как сегодня, не стоял. И речь идет не о растворении русской крови в других народах – это ситуация для русских не новая, читай выше. Но сегодня под угрозу поставлен сам образ жизни, базовые христианские ценности, целостность России, физическое выживание населения. Современные транспортные и информационные технологии невероятно ускоряют процессы миграции и взаимодействия культур, чего прежде никогда не было. Поэтому мы можем говорить, что сегодня фактически, в очередной раз запускаются процессы формирования Русского народа. То же читаем у писателя В. Распутина: “Идеология нашего спасения и на этом этапе, и на последующих главным образом будет заключаться в объединении русских в нацию. (Все же в народ – Д.П.) Нас разнационализировали.

Собирание в нацию невозможно без духовного преображения. Здесь роль Православной Церкви главная и незаменимая. Это единственное, в чем нет сомнения. На второе место нужно бы поставить культуру – если бы она оставалась национальной”.

Таким образом, нам всем еще предстоит стать русскими, всем! “Мало родиться русским, нужно им стать” (И. Северянин). Быть русским – это каждодневный тяжелый труд, каждодневное духовное бодрствование. Нечего благодушествовать, что нас, русских, все еще более 100 миллионов в России. Важно не количество, а качество – сколько из нас на самом деле являются русскими…

Отсюда – русский по паспорту не обязательно русский. Еще. Русские - это народ, который мыслит себя в масштабе России - имперский народ, который отвечает за целостность России, за спокойную жизнь всех народов. Отсюда, одно из качеств – имперское сознание.

Итак, русский – тот, кто считает себя русским, хочет быть русским! Другого ответа, более короткого и емкого, быть не может! Более развернуто:

- Православного мировоззрения (т.е. даже если не православного исповедания, к чему нужно стремиться, то хотя бы признающий нормы православной нравственности как жизнеполагающие) – “Без Православия русский человек - дрянь” (Ф.М. Достоевский).

- Считающий Россию своим единственным Отечеством. Везде в России русский ощущает себя на родине, с уважением относясь к праву малых народов на свое Отечество.

- Признающий своими русскую культуру, язык, историю России и народа.

- Обладающий имперским сознанием – желанием устроить справедливую жизнь на всем пространстве России. Именно потому, что русский народ отказался в последние годы от своего имперского служения, в России воцарил хаос и разгул национализмов всех мастей. Россия успокоится тогда, когда русские вспомнят свое высокое предназначение, возродятся духовно сами, успокоят и примирят все племена и народы.

А если кровь смешанная, часто задают вопрос? Никаких проблем. Чью культуру (или кровь) в себе больше ощущаешь – к тому народу и принадлежишь.

Нужно различать понятия “народ” и “население”. Население – это все люди, которые населяют какую-то территорию. Народом население становится лишь тогда, когда его скрепляют народообразующие факторы. Народ – ядро. Народ и население могут жить параллельно. К народу принадлежат те, кто исповедует определенные ценности и следует определенным нормам. Поэтому, когда недруги говорят нам: “русский народ пьянствует, развратничает, богоборствует, тунеядствует и т.д.” - мы отвечаем: “это не русский народ, это нерусь, забывшая свое имя, потому что русский народ ведет трезвый образ жизни, хранит супружескую верность, исповедует Православие, высокую нравственность, он трудолюбив”. Забывший свое имя и веру русский становится нерусью, но, покаявшись и восставший из духовной и физической грязи, он снова может стать частью народа.

Процессы рождения и умирания народа идут непрерывно. Сегодня недруги России стремятся к тому, чтобы русский народ перестал существовать духовно и физически. Православие, русский язык и культура, единая и неделимая Россия – основы на которых держится Русский Мiр. Можно без конца искать врагов и бороться с ними, но прежде всего нужно укреплять основы русской жизни и тогда ни один враг нас не одолеет.

Слава Богу, что мы русские!

 


["Русский путь"] ["Удомельская старина"]

Электронная версия альманаха опубликована на сайте Тверской областной библиотеки им. А.М.Горького

Веб-мастер: И.В.Фронкина

Последние изменения 17.01.2003